Михаил: «Все браки политиков, звезд – выдуманные…»
Дана, перебивая: «Без любви?»
Михаил: «Бесспорно»
Дана и Елена одновременно: «Да вы что?»
Михаил: «Там все выхолощено…»
Дана, перебивая: «Алла Пугачева и Филипп Киркоров…»
Дмитрий, с насмешкой: «Действительно, правда…»
Михаил: «Вот тут вы как раз попали в точку. Это сумасшедшая любовь…»
Дана, улыбаясь: «Вот видите…»
Смех, аплодисменты.
В данном разговоре конфликтогенны только перебивания. Синтоны подает Михаил – подброшенным вверх юмором и тем, что дает себя перебить, а также Дмитрий и Дана – адекватной реакцией на юмор и поддержкой этого юмора.
«Женитьба, как говорил Пушкин, холостит душу…» - на этих словах Михаил поправляет себе шляпу пальцем (как будто попутно старается поправить и очки) – конфликтогенный жест. Однако остальное выступление Михаил сопровождает улыбками – это синтонно.
Во время монолога Михаила Елена соглашается с его словами, кивая головой и улыбаясь – подавая синтоны.
Михаил: «Я должен выполнять те обязанности.. которые раньше…»
Дана, вроде как кивая в знак согласия, но не давая собеседнику закончить, обращается к Дмитрию: «Вот Дмитрий, присягу не хотите женщинам..»
Дмитрий, в свою очередь не давая закончить фразу Дане: «Ну почему? Давал…»
Михаил, чуть позже, пытаясь перебить Дмитрия: «Я предлагаю…» - но Дмитрий не дает себя перебить, продолжая высказываться. Тем не менее, Михаил тоже продолжает фразу: «..легализовать проституцию».
Елена, Дана и многие в зале: «Ах!» - аплодисменты.
Михаил продолжает объяснять свою идею, сопровождаемый возгласами Елены («Что вы такое предлагаете?») и Даны («неожиданно!»).
Дмитрий, в шутку закрывая лицо руками: «Два года в публичном доме! Это ж сколько надо заплатить…»
Дана: «Дмитрий, вы не потянете…»
Наверное, один из самых острых моментов дискуссии. Конфликтогены все те же – перебивание (у всех участников спора). Дмитрий использует юмор, вроде как подброшенный вверх, но все же в сторону Михаила, что парирует Дана, направив юмор на самого Дмитрия. В данном случае можно считать сглаженными конфликтогенные посылы – ведь юмор, направленный на Михаила, снивелировала Дана, направив шутку на Дмитрия.
Михаил: «…ну какая разница между сожительством…»
Дана, подсказывая, но все же перебивая: «…и публичным домом…»
Михаил, все равно продолжая: «..никакой…»
Елена, перебивая, указывая на Светлану: «Ну как это никакой? Вот женщина… семь лет жила, общий ребенок..»
Михаил, перебивая: «ну и что! А я хочу час пожить в гражданском браке…»
Елена, перебивая: «Михаил, ваша супруга не одобрит вашего высказывания!»
В спор вмешивается Дмитрий, начиная говорить параллельно с Михаилом: «Давайте разрешим, посмотрим, почему этого нет…»
Но потом Дмитрий и Елена замолкают, и дальше продолжает Михаил (так и не остановившийся): «По сути, это одно и то же…»
Еще один горячий момент дискуссии, который наполнен конфликтогенными перебиваниями. К тому же обращение Елены «женщина» звучит резко и тоже конфликтогенно – лучше было бы обратиться к Светлане по имени.
Михаил: «.. жалко ее, все вокруг замужем… и ты готов сам на ней 15 раз жениться, лишь бы она была счастлива».
Елена и Дана согласно кивают головой, Дана добавляет: «Какой смелый мужчина!».
Вроде как Дана хотела выразить свое восхищение, однако в ее тоне и самое фразе были какие-то наигранные интонации, и сама фраза звучала с пристройкой сверху.
Следующая героиня передачи – Жанна.
Приветствуя Жанну, Елена и Дана держат руки в замке – это не очень дружелюбно. Жанна садится на диван, сначала как бы проваливаясь в него – сказывается неудобство мебели. Жанна сначала нервно поправляла прическу, после скрестила ноги и расположила руки медиально на ногах – двойная закрытая поза – тоже конфликтоген.
Жанна: «..умер он не сразу..»
Елена, перебивая: «Сколько лет вы были вместе?»
Опять конфликтоген, тем более учитывая контекст рассказа (Жанна рассказывала о своем погибшем муже). В ходе рассказа Жанны Елена задает еще несколько уточняющих вопросов, опять перебивая – конфликтогенно.
Во время рассказа Жанны Дмитрий смотрит на нее оценивающим взглядом, чувствуется пристройка сверху – отнюдь не синтонное поведение, скорее, конфликтоген. Жанна смотрит на ведущих (поэтому не видит взгляда Дмитрия), но явно нервничает, опять поправляя волосы – это характерный ее жест.
Жанна: «… я сказала, что неофициальная жена..»
Дана, перебивая: «Доктор даже поинтересовался…»
Жанна: «..узнавать, где документы, где ключи…»
Елена, перебивая: «У вас не было ключей от загородного дома?»
Жанна: «нужно было его перевести в нейрохирургию…»
Дана, не дав закончить фразу: «Можно было его спасти, вы думаете?»
Все приведенные выше примеры - конфликтогенны: перебивание, пусть и с целью уточнения. Однако Жанна вела себя синтонно, позволяя себя перебить.
Жанна: «но в любом случае, я считаю, конечно, что это ужасная ситуация…»
«Я считаю» - конфликтогенно, и фраза построена не лучшим образом (лучше «конечно, это ужасная ситуация»). Однако Жанну тоже можно понять – она сильно волнуется, особенно рассказывая такую трагическую историю. Поза ее немного меняется – теперь одна нога выдается вперед, что тоже конфликтогенно.
Следующий гость ток-шоу – адвокат Алексей Бинецкий.
Делая небольшое вступление, Елена опять держала руки вместе – она практически никогда не выбирала открытых поз. Дана, напротив, стояла в открытой позе, что гораздо приятнее и синтоннее. Алексей садится как бы вразвалку, опираясь рукой на диван и подавшись назад.
Задавая первый вопрос Алексею, Елена немного сбилась, и тут же поднесла руку к лицу, стараясь психологически закрыться. Это микроконфликтоген.
Елена, обращаясь к Алексею: «То есть вот если вы живете с молодым человеком…»
Михаил, перебивая: «То есть кто живет с молодым человеком?»
Дана: «Мы с Еленой живем с молодыми людьми, а вы, я так подозреваю, с женщинами…»
Михаил: «Просто юридически очень важный момент».
Алексей: «Стилистически»
Дмитрий: «Для Швеции – все равно..»
Елена: «Единственный момент в передаче, когда оживились мужчины».
Смех и аплодисменты в студии.
Елена оговорилась, Михаил вроде как подбросил юмор вверх, но все же это царапнуло девушек – это небольшой конфликтоген. Дана вступилась и дала пояснения – поступила синтонно по отношению к коллеге. Далее участники дискуссии с улыбками продолжили нейтральный юмор, что подняло всем настроение и явилось синтонным поведением.
Елена: «Решили подписать брачный контракт…»
Алексей: «Но брака нет юридически..»
Дмитрий: «Контракт, вы понимаете…»
Все трое участников дискуссии перебили друг друга – это конфликтоген, увы, часто встречающийся в спорах.
В течение дальнейшей дискуссии Дана и Елена несколько раз задавали опережающие уточняющие вопросы, примеры которых нам нередко встречались выше. По сути, синтонные посылы – уточнить, показать, что мнение человека важно и его внимательно слушают – сопряжены с конфликтогенным перебиванием.
Дана: «Нет, я слышала, если соседей привести в свидетели…»
Алексей: «Нет».
Михаил, говоря одновременно с Алексеем: «Мне жениться пора, Елена!»
Елена, улыбаясь: «Потерпите»
Михаил поступил конфликтогенно, начав говорить одновременно с Алексеем. И сама его фраза говорила о том, что человек не располагает свободным временем. Конечно, это тоже можно понять, но звучало все же как-то резковато. Однако Елена ответила на шутку шуткой и снивелировала микроконфликтогены улыбкой, Михаил тоже улыбнулся в ответ (синтон).
Елена, обращаясь к Алексею: «Посмотрите в камеру и …»
Дмитрий вздыхает.
Елена: «Не вздыхайте так, Дмитрий! Так что делать женщинам…»
Но Алексей не дожидается конца фразы и начинает отвечать.
Помимо конфликтогенных перебиваний (и вздох Дмитрия, и преждевременный ответ Алексея), присутствует так же пристройка сверху в замечании Елены, хотя фразу эту она говорит с улыбкой и с просящей интонацией, что можно расценить как нейтрализацию конфликтогена Дмитрия.
Следующая героиня ток-шоу – VJ музыкального канала Аврора.
Когда Аврора усаживалась на диван, она сперва в него как бы провалилась – сказывается неудобность мебели. Потом Аврора приняла закрытую позу – нога на ногу. И все равно ей несколько раз приходилось устраиваться поудобнее.
Дана: «Послушала все эти ужасные истории – и теперь ты ни на что не можешь претендовать…»
Елена, перебивая Дану: «Аврора… (обращаясь в Дане) я просто хотела уточнить – Аврора, вы в гражданском браке?»
Во-первых, не совсем понятно, почему Дана обращается к Авроре на «ты», ведь ко всем остальным участникам - на «вы». Конечно, Аврора примерно ровесница Даны, но ведь более старшая Елена обращается к гостье уважительно. Второй конфликтогенный момент - Елена перебивает коллегу, но тут же как бы извиняется («я просто хотела уточнить»). Дана поступает синтонно, давая возможность коллеге задать вопрос.
Аврора: «Вы говорили о том, что мужчины как-то опасаются ЗАГСов…»
Елена, перебивая: «Да-да, Дмитрий особенно смотрит на вас с подозрением»
Дмитрий делает удивленное выражение лица, но от комментария воздерживается.
Елена, как обычно, подала конфликтоген – перебила, и еще направила юмор на партнера. А вот Дмитрий, несмотря на «подколку» в свой адрес, промолчал и не перебил – это не синтон, скорее, а просто нейтральное поведение.