Смекни!
smekni.com

«Благотворительная деятельность вятских банков во второй половине XIX начале XX века» (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный

университет»

Курсовая работа по теме

«Благотворительная деятельность вятских банков во второй половине XIX – начале XX века»

Выполнена студенткой

3 курса исторического факультета

Галайда Дариной Юрьевной

Киров

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Этимология термина «благотворительность»…….…………………….5

Глава II. Благотворительность на Вятке………………………………………….11

§1. Региональная специфика благотворительности…………………………….14

§2. Роль банков в благотворительной деятельности Вятки в конце XIX – начале XX вв………………………………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………….24

Приложение…………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………………..28

Введение.

Благотворительность является одной из актуальных тем нашего времени. На данный момент благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом №135 от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующим положением Конституции Российской Федерации (ст.39) и Гражданским кодексом. Считаю нужным отметить, что, в отличие от других стран, благотворительность в России не облагается налогами.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольческая деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст.1).

Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности.

Наша цель – проанализировать благотворительную деятельность учреждений во второй половине XIX – начале XX века и нашего времени.

Задачи исследования: во-первых, рассмотрение различных аспектов благотворительности, во-вторых, исследование благотворительной деятельности учреждений в обозначенный период.

Тема благотворительности еще мало изучена. Наибольшую информацию о благотворительности предоставляет О. Жирнов в своей работе "Вятский городской общественный Федора Веретенникова банк»[1]. Помогает в изучении темы благотворительности и Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона[2]. Особый интерес представляют статьи К. Ощепкова[3].

Не стоит забывать, что, освещая общественную деятельность, мы можем проанализировать дух прошлых веков. Что немаловажно, изучение данной темы может рассказать нам о социально-политическом, культурном и экономическом развитии нашего региона и в целом всей страны. Более того, заметна тенденция повышения или понижения расходов учреждений в Вятской губернии и в целом по России в разные годы в связи с часто меняющимся экономическим положением в стране.

Не стоит также забывать, что благотворительность в наше время является очень почетным и уважаемым занятием. Она свидетельствует о гуманности, широте души и бескорыстности.

Глава 1. Этимология термина «благотворительность»

Благотворительность - почти забытое в советское время явление - на исходе XX столетия вновь возвращается в повседневную жизнь. Возвращается медленно, но закономерно, вследствие тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа. Человеческой природе свойственно сострадание, и все чаще проявляется сегодня потребность оказать помощь ближнему, тем более что в последние годы у части населения появилась для этого реальная возможность.

Прерванная традиция добролюбия и попечения о нуждающихся, имевшая когда-то, еще в дореволюционной России, широким образом проявляться, заставила нас обратиться к опыту прошлого.

В России, с ее исторически сильным владычеством государственной и церковной власти, традиция попечительства о нуждающихся всегда была заметной. В большой степени опорой народа в трудные годы были монастыри. Православные обители не только спасали население от голода в неурожайные годы, но и обеспечивали крестьян при необходимости зерном для посева. В монастырях сберегали на этот случай своего рода " страховой" фонд ". Там находили приют немощные и осиротевшие; желающие могли приобщиться к началам грамоты и средневековой образованности, церковному искусству. В случае критической ситуации в стране - например, в голодные годы начала XVII века - на помощь народу приходила царская власть: по распоряжению Бориса Годунова были открыты государевы житницы, из которых людям раздавался хлеб. Вплоть до XIX века в российском обществе оставалось не так много места для проявления частной благотворительности на западный образец. Тем не менее, бояре и богатые купцы нередко жаловали огромные суммы на " милостыню бедным "[4].

Простор для развития благотворительной деятельности в рамках гражданского общества открылся в России, пожалуй, лишь с великих реформ императора Александра II, освободивших страну от излишней опеки власти. Пионером частной благотворительности " английского типа " стал близкий родственник императорской фамилии - принц П. Г. Ольденбургский. Вслед за ним на поприще частной благотворительности появляются фигуры известных промышленников и купцов, деятелей искусств и огромное число работников земского и городского самоуправления, общими усилиями которых к началу ХХ столетия в России складывается настоящая система попечительства, способная помочь человеку любого возраста, попавшему в беду: ребенку - сироте, немощному, больному, старому, оказавшемуся без пищи и крова.

Развивающаяся, действительная карта помощи нуждающимся в те годы не была столь однозначно привлекательной, какой она выглядит на парадных снимках. И все же в отечественной истории не было другого периода, когда общественность так широко откликалась бы на беды сограждан. Чтобы оценить распространенность добровольной помощи ближним и ее размеры, достаточно вспомнить всероссийский размах кампании помощи голодающим в 1891 - 1892 году, во главе которой стояли известнейшие люди страны. Обилие благотворительных комитетов и обществ в предреволюционные годы, сборы средств на борьбу с тифом и туберкулезом, организацию попечения о детях, семьи которых пострадали во время Первой Мировой войны. Конечно, во всем этом было много показного, но гораздо больше - искреннего, идущего от сердца желания помочь нуждающимся, поддержать его. Это ощущение нравственной обязанности протянуть руку слабому - долг каждого человека, сознающего свою ответственность за другого - быть может, самое ценное, чему может научить нас прежняя Россия, Россия, которую мы потеряли[5].

Считаем нужным уточнить, что "благотворительный" - это имеющий целью оказание помощи неимущим. В русском языке XI - XVII века известны только слова " благотворитель ", "благотворец", " тот, кто делает другим добро, благодетель ". Собственно русское производное прилагательное с суффиксом "-ный " от русского " -услав. благотворитель"[6].

В XIX – начале XX века благотворительность становится всенародным движением, охватившим все слои общества и все этносы страны[7]. К примеру, старообрядческие купцы занимались благотворительностью не только по отношению к своим общинам, но и в светской сфере, в рамках благотворительных обществ. Они помогали больницам, многочисленным общественным организациям. Отличительной особенностью является то, что старообрядцы практически не участвовали в благотворительности на нужды образования и искусства. В России также являлась распространенной традиционная мусульманская благотворительность, но она обеспечивала средствами лишь собственные мечети[8].

Наряду с государственной, церковной и земско-муниципальной благотворительностью в дореволюционной России значительное распространение получила филантропия частная. Особенно интенсивно она развивалась в пореформенную эпоху, то есть с 1860-х годов и до начала ХХ века. К 1890 – м годам 75 % средств, израсходованных в России на филантропические цели, были частными. Первоначально среди жертвователей и меценатов преобладали представители дворянства, землевладельцы, но с развитием частной торговли и промышленности на ведущие позиции вышли предприниматели. Это связано, в первую очередь, с общим процессом экономического развития России. Период от крестьянской реформы 1861 года до революции 1917 года в истории нашей страны может считаться временем относительно свободного развития частного предпринимательства, а, следовательно, и благотворительности[9].

Благотворительный - склонный к благотворению; готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении - устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения об них[10].

Меценат - (между 74 и 64 гг. - VIII в. до н.э.) в Древнем Риме приближенный императора Августа. Покровительство поэтам сделало имя "Меценат" нарицательным. Меценат оказывал покровительство и поддержку Горацию и Вергилию. С его именем отождествляют меценатство и филантропию - покровительство наукам и искусствам, помощь неимущим и благотворительность.

Благотворительность за годы советской власти, как и понятия, сердоболие, призрение ушли из нашего обихода, стали анахронизмами. В большой советской энциклопедии о благотворительности сказано, что это "помощь, лицензионно оказываемая представителями господствующего класса", в обществе нет нужды и бедности, а потому и нет благотворительности[11]. Но слово благотворительность состоит из двух частей - "благо" и "творить". И разве необходимость творить благо могло когда-нибудь устареть или иметь какие-либо временные рамки? Русскому человеку изначально присущи такие качества, как сострадание, доброта, сочувствие, сердоболие, без различия сословий.