40
Полководец | Событие | Результат |
Дмитрий Донской. | Куликовская битва. 8 сентября 1380 г. (день Рождества Богородицы). | Победа русского войска. |
Выдающиеся подвижники Церкви XVI в. |
Российское государство в середине и второй половине XVI в. (Иван IV)
Управление государством. | Царь (с 1547 г.). Земские соборы (с 1549 г.). Боярская дума ≈ совет знатных, родовитых людей. Приказы ≈ органы центрального управления. Законы: Судебник 1551 г. ╚Стоглав╩. Военная служба ≈ обязанность бояр и дворян. 1550 г. ≈ формирование постоянного стрелецкого войска. Введение общего для всей страны поземельного налога ≈ соха. 1555 г. ≈ отмена кормлений╩. |
Из истории ересей в России
Ересь Матвея Бакшина | Возникла под влиянием кальвинизма. |
(вторая половина | Ее последователи отрицали таинство причастия, все обряды Православной |
XVI в.). | церкви; |
выступали против икон; | |
считали, что Сын Божий не равен Богу Отцу. |
Что читали на Руси и за ее пределами
Литература Руси | Литература зарубежных стран |
Конец XIV ≈ начало XV в. ╚Задонщина╩. ╚Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича╩. ╚Житие Стефана Пермского╩, написанное Епифаном Премудрым. 1417≈1418 гг. ≈ Епифаний Премудрый. ╚Житие Сергия Радонежского╩. 1409 г. ≈ Общерусский летописный свод╩ митрополита Киприана. Сер. XV в. ≈ ╚Сказание о Мамаевом побоище╩. Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда. 1472 г. ≈ Афанасий Никитин. ╚Хождение за три моря╩. Сер. 1560-х гг. ≈ ╚История о Казанском царстве╩. Максим Грек. Богословские сочинения. Митрополит Макарий. ╚Великие Четии минеи╩ (12 томов). | 1307≈1321 гг. ≈ Данте. ╚Божественная комедия╩. 1350≈1353 гг. ≈ Д. Боккаччо. ╚Декамерон╩. 1387≈1475 гг. ≈ Д. Чосер. ╚Кентерберийские рассказы╩. 1441≈1501 гг. ≈ Алишер Навои. ╚Фархад и Ширин╩, ╚Лейли и Меджун╩. ок. 1475 г. ≈ А. Полициано. ╚Стансы на турнир╩. 1494 г. ≈ С. Брант. ╚Корабль Дураков╩. 1509 г. ≈ Э. Роттердамский. ╚Похвала Глупости╩. 1516 г. ≈ Т. Мор. ╚Утопия╩. 1517 г. ≈ М. Лютер. ╚Тезисы╩. 1532 г. ≈ Ф. Рабле. ╚Гаргантюа и Пантагрюэль╩. 1543 г. ≈ Н. Коперник. ╚О вращении небесных сфер╩. 1559 г. ≈ Ж. Кальвин. ╚Наставления в христианской вере╩. 1580≈1588 гг. ≈ М. Монтень. ╚Опыты╩. |
Архитектура Руси и зарубежных стран
Русская архитектура | Зарубежная архитектура |
1360 г. ≈ церковь Федора Стратилата в Новгороде. 1367 г. ≈ первый каменный Кремль в Москве. 1370≈1380 гг. ≈ храм Успения на Волотовом поле близ Новгорода. 1374 г. ≈ церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1422 г. ≈ Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. 1475≈1479 гг. ≈ Успенский собор Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. 1484≈1485 гг. ≈ церковь Ризположения в Московском Кремле. 1505≈1509 гг. ≈ Архангельский собор Московского Кремля. Алевиз Новый. 1532 г. ≈ церковь Вознесения в селе Коломенском. 1524≈1525 гг. ≈ Смоленский собор в Новодевичьем монастыре. 1555≈1560 гг. ≈ храм Василия Блаженного. | XIV≈XV вв. ≈ в большинстве стран Европы продолжал господствовать стиль ╚пламенеющей╩ готики. 1386 г. ≈ начало строительства Миланского собора. 1399≈1404 гг. ≈ мечеть Биби-Ханым в Самарканде. 1502≈1512 гг. ≈ завершено строительство Венстминстерского аббатства. 1546≈1564 гг. ≈ собор Св. Петра в Риме. Микеланджело. |
42
Изобразительное искусство Руси и зарубежных стран XIV≈XVI вв.
Шедевры русского искусства | Шедевры зарубежного искусства |
1378 г. ≈ Ф. Грек. Фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1405 г. ≈ Ф. Грек, А. Рублев, Прохор с Городца. Роспись Благовещенского собора в Москве. 1408 г. ≈ Д. Черный, А. Рублев. Роспись Успенского собора во Владимире. Первая четверть XV в. ≈ А. Рублев. ╚Троица╩. Новгородская школа иконописи. Первая пол. XV в. ≈ икона ╚Рождество Христово╩. Новгородская школа. 1500≈1501 гг. ≈ Дионисий. Фрески церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. XVI в. ≈ роспись Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Сер. XVI в. ≈ новые веяния в изобразительном искусстве: сочетание церковной догматики с реальной жизнью. 1551 г. ≈ ╚Выступление в поход князя Владимира Мономаха╩. Рельеф ╚Царского места╩ в Успенском соборе Кремля. | 1432 г. ≈ Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1438 г. ≈ Беато Анжелико. ╚Благовещение╩. 1446 г. ≈ Л. Б. Альберти. Палаццо Руччелаи во Флоренции. ок. 1455 г. ≈ Р. Ван дер Вейден. ╚Портрет Карла Смелого╩. Ок. 1485 г. ≈ С. Боттичелли. ╚Рождение Венеры╩. 1495≈1497 гг. ≈ Леонардо да Винчи. ╚Тайная вечеря╩. 1498 г. ≈ А. Дюрер. ╚Апокалипсис╩. 1503 г. ≈ Леонардо да Винчи. ╚Джоконда╩. 1501≈1504 гг. ≈ Микеланджело. ╚ДавидА 1515≈1516 гг. ≈ Рафаэль. ╚Сикстинская Мадонна╩. 1523 г. ≈ Ганс Гольбейн-мл. ╚Портрет Эразма Роттердамского╩. 1562 г. ≈ П. Брейгель. ╚Падение ангелов╩, ╚Триумф смерти╩. 1570 г. ≈ Тициан. ╚Святой Себастьян╩. 1586 г. ≈ Эль Греко. ╚Погребение графа Оргаса╩. |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
Домострой
╚В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом╩.
Вопрос. О каких идеалах людей средневековой Руси можно говорить на основании этого отрывка из ╚Домостроя╩?
Максим Грек. Послание о Фортуне
╚Многие свойства и проявления истинной и совершенной любви в Боге ≈ из них не радоваться неправде, а вместе радоваться истине ≈ я считаю наиболее показательным признаком. Тот воистину верный и истиннейший друг, кто от всей души радуется исправлению и преуспеянию друга своего, как своему собственному; и, напротив, скорбит, когда увидит, что он или уклоняется от спасительных апостольских догматов благочестия и отеческих преданий, или впал в какие-нибудь житейские беды; кто, соболезнуя другу своему, старается всяким способом помочь ему и к первоначальному пониманию истины вернуть его╩.
43
Вопрос. Какова была мораль людей XVI в.?
Послание старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу
(написано между 1515 и 1521 гг.)
╚Церковь старого Рима пала из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.
И теперь молю тебя и снова молю, о чем выше писал: помни, ради Господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями Божиими, ≈ перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость; утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избавь обиженных от руки обидчиков.
Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать; твое христианское царство иным не заменится╩.
Вопросы. Что подразумевает монах Филофей в своем послании царю под первым, вторым и третьим Римом? Существует мнение, что высказывание монаха Филофея можно рассматривать как стремление России к мировому господству. Как вы думаете, справедлива ли подобная точка зрения? Аргументируйте свое мнение.
Из письма польского короля Сигизмунда II Августа английской королеве Елизавете
╚Московский царь ежедневно усиливается по мере большого подвоза к Нарве разных предметов, так как ему доставляются не только товары, но и оружие, доселе ему неизвестное, и мастера, и художники: благодаря сему он укрепляется для побеждения всех прочих государей╩.
Вопрос. Как относится Сигизмунд II к усилению притока иностранных товаров и нужных специалистов в Россию через порт в Нарве?