Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 12 из 29)

Из записки, поданной германскому рейхстагу в 1570 г.

╚Отовсюду с запада, из Франции, Англии, Шотландии и Нидерландов, несмотря на запрещения, везут в Нарву оружие и съестные припасы... Привозят в Москву много шелка, бархата, полотна... Всего же опаснее то обстоятельство, что многие правительства доставляют московитам опытных кораблестроителей, знающих морское дело, искусных в

44


сооружении гаваней, портов, бастионов и крепостей, затем оружейных мастеров... Все эти сношения Европы с царем придали ему мужества, теперь он стремится стать господином Балтики, достигнуть этого ему будет нетрудно╩.

Вопрос. Что способствовало укреплению Русского государства в XVI в.?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Задонщина

╚О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу.

Звенят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: ╚Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?╩ И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись ≈ выехали всадники из Великого Новгорода и с ними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь.

К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: ╚У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровом и Михайловом, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу╩.

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: ╚Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую╩.

Сказание о Мамаевом побоище

╚Князь же Владимир Андреевич не мог более терпеть и сказал Дмитрию Волынцу: ╚Беда великая, брат, чему помогает наше стояние, будет оно как посмешище, кому будем помогать?╩ И сказал ему Дмитрий: ╚Великая беда, князь, но еще не пришел наш час: каждый, кто начинает без времени, приносит себе беду. Помолчим и потерпим еще до удобного времени, когда дадим ответный удар нашим врагам╩.

...Тяжко было видеть детям боярским, как убивали людей из их полка, они плакали и непрестанно рвались в бой, как соколы, как гости, приглашенные на свадьбу пить сладкое вино. Волынец же запрещал им, говоря: ╚Подождите немножко, есть еще с кем нам утешиться╩. И пришел час восьмой, и внезапно повеял южный ветер сзади их. Волынец закричал громким голосом: ╚Час пришел, и время приблизилось╩. И опять сказал: ╚Братья мои и друзья, дерзайте╩... И сразу выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, храбро подняты знамена грозным воеводою. Были же воины, как львы, напавшие на овечьи стада╩.

45


ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Н. М. Карамзин об Иване Калите

╚Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден. Жители других областей российских, от него независимых, завидовали устройству, тишине Иоанновых будучи волнуемы злодействами малодушных князей или граждан своевольных...

Отмечая набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим, не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей. Он всегда носил с собою мешок или калиту, наполненную деньгами для бедных и нищих: отчего и прозван Калитою╩.

Вопросы. Что сделал Иван Калита на благо Руси? Чем объяснить, что жители других областей завидовали жителям Московского княжества?

С. М. Соловьев о Сергии Радонежском

╚Сам Сергий своими руками построил три или четыре кельи. Сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи. Сам готовил кушанье на всю братию, шил платье и сапоги и, одним словом, служил всем как раб купленый. И это смиренное служение прославило Сергия по всем областям русским и дало ему ту великую нравственную силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княжения Дмитрия Донского; здесь мы и видели Сергия грозным послом для Нижнего Новгорода, не повинующимся воле московского князя, тихим примирителем последнего с озлобленным Олегом рязанским, твердым увещевателем в битве с полками Мамаевыми. Из монастыря Сергиева, прославленного святостию своего основателя, выведено было много колоний, много других монастырей в разные стороны сподвижниками, учениками учеников Сергиевых╩.

Вопросы. Какие качества Сергия Радонежского вызвали к нему всеобщее уважение и любовь? Что было сделано им для блага Руси?

Н. М. Карамзин о Дмитрии Донском

╚...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?╩

46


Вопрос. Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?

Н. М. Карамзин об Иване III

╚История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством╩.

Вопросы. Что сделал Иван III для блага России? Можно ли согласиться с

Н. М. Карамзиным, что Иван III как государь стоит ╚на вышней степени величия╩?

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

История российского предпринимательства еще не получила должного освещения в школьном историческом курсе. Формирующийся в наше время класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать лучшие черты, национальные особенности, присущие этому классу в прошлом. В силу своей активности и социальной ответственности предприниматели всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России в развитии культуры, искусства.

В этой теме учитель может познакомить школьников с деятельностью богатых вотчинников, промышленников и торговцев Строгановых. Начало их деятельности относится к XV в. В начале XVI в. род распадается на три ветви: тотемских, циренниковских и сольвычегодских Строгановых. Первые две ветви угасли к XVIII в., и лишь сольвычегодская сохранилась до начала XX в.

Аникей Строганов, младший сын Федора, родившийся в 1497 г. и умерший монахом Иосифом в 1570 г., был любопытной фигурой в рядах купечества. Расчетливый делец строил соляные варницы и церкви, другие сооружения. Он обладал инстинктом крупного предпринимателя: умело использовал промахи конкурентов, слабость зависимого от него человека. Природный ум, дальновидность, расчет политика позволяли ему получать содействие Церкви и царской власти в решении своих дел. Историки отмечают в родоначальнике сольвычегодской династии Строгановых деятельность, изворотливость, смелость и способность идти на риск. Свою деятельность он начал в 18 лет. Своих трех сыновей он также рано привлек к делам. Отцовская выучка пошла впрок, заложив основу своего рода империи на Русском Севере со столицей в Сольвычегодске.

Аникей Строганов был человеком своего времени. Образцовый в исполнении церковных обрядов, он, пренебрегая церковными заповедями, жестоко наказывал своих дворовых людей. Скупой ≈ носил кафтаны и шубы своих дедов и в то же время мог заплатить огромную сумму за иконы и книги, которые собирал всю жизнь. В жестокой

47


борьбе Строгановы теснили своих конкурентов, разоряли мелких собственников, скупали дворы и соляные угодья соседей.

В 1558 г. Иван Грозный пожаловал ему владения по рекам Каме и Чусовой в Пермском крае. На предприятиях Строгановых производили соль, которую продавали во всех русских городах. Наряду с солеварением Аникей занимался поисками и выплавкой руд, ковкой и изготовлением железных орудий. Мастерство строгановских кузнецов было очень высоко, а производство металла постоянно совершенствовалось по немецким и английским технологиям, которые Строгановы получали, являясь ╚государственными контролерами╩ над предпринимателями-иноземцами.

В те годы купцы строили отношения с местным населением на неэквивалентном обмене муки, бус, спирта, безделушек за дорогие меха, при широком использовании угрозы физической расправы. Аникей одним из первых попытался строить отношения с аборигенами на добровольных договорах, что дало ему видимую выгоду. Среди коренных народов он вербовал агентов-осведомителей, дворовые люди Строгановых изучали местные языки и обычаи, становились приказчиками, осуществляли закупки мехов и других ценных товаров.