Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 18 из 29)

Русская архитектура Зарубежная архитектура
Надстройка башен Кремля шатровыми завершениями. Главная площадь Москвы стала называться Красной. Строительство Теремного дворца. Деревянный дворец в селе Коломенском. Церковь Покрова Божией Матери в Филях. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Люксембургский дворец в Париже. Площадь Конвент-Гарден в Лондоне. Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Дворец Тюильри. Ансамбль Версаля. Дом инвалидов в Париже.

Живопись России и европейских стран в XVII в.

Русская живопись Европейская живопись
Симон Ушаков. ╚Великий Архиерей╩, ╚Спас Нерукотворный╩, ╚Троица╩. Гурий Никитин, Сила Савин. Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. Дмитрий Григорьев, Плеханов с артелью. Роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе в Ярославле (1694≈1695 гг.). Западное влияние в живописи. Парсуны ≈ портретное мастерство. Станислав Лопуцкий. Парсуна царя Алексея Михайловича. Богдан Салтыков. Парсуна царя Федора Алексеевича. Караваджо. ╚Положение во гроб. А. ван Дейк. ^Семейный портрет ╩ . Л. Бернини. ╚Аполлон и Дафна╩. П. Рубенс. ╚Воздвижение креста╩. Д. Веласкес. ╚Портрет Иннокентия X╩, ╚Пряхи╩. Рембрандт. ╚Возвращение блудного сына╩.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Симеон Полоцкий. Из ╚Вертограда многоцветного╩

Началник.

╚Блаженна страна и град той блаженный, в них же началник благий поставленный, Горе же граду и стране бывает, юже началник не благ управляет; Гнев тамо Божий, где начало злое, милость тогожде, идеже благое.

66


Честь.

Родителей на сына честь не прехождает, аще добродетелей их не подражает. Лучше честь собою комуждо стяжати, нежели предков си честию сияти╩.

Задание и вопрос. Перескажите содержание документа современным языком. В чем его смысл?

Карион Истомин. Домострой

╚Непраздну быти юну подобает, всякий приличну делу да внимает. В доме, в торгу, в вотчине, в приказе, ≈ ремесло свое твори во указе, Лицем и сердцем являтися благо, никто же давай знати в себе злаго, Но во всем честность буди показуя, не произноси скверна слова буя╩.

Задание и вопросы. Перескажите содержание этого стиха. Какие качества ценит автор в молодом человеке? Могут ли приведенные стихи показать, какие проблемы волновали россиян в XVII в.?

Новая повесть о преславном Российском царстве

(1610≈1611 гг.)

╚Станем подражать и подивимся тому великому нашему граду Смоленску, его обороне от Запада, как в нем наша же братия, православные христиане, в осаде сидят и великие всякие страдания и притеснения терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые Божии церкви, за свои души, и за всех нас, а общему нашему супостату и врагу, королю, не покорятся и не сдадутся. Сами знаете, с какого времени сидят и всяческие великие притеснения терпят, но никакой малостью не поступятся и ни на какие их дьявольские соблазны и обещания не польстятся, на те, что обещает им сам наш супостат. И все стоят единодушно, непреклонно и неизменно умом и душою против их соблазнительных ложных обещаний. А душ своих в грехе не потопят и навеки загубить не хотят, но готовы лучше умереть со славой, нежели жить в бесчестии и горе. А какое мужество показали и какую славу и похвалу снискали во всем нашем Российском государстве!╩

Задание и вопрос. Определите, о каком событии говорится в документе, где и когда оно произошло. Каково отношение автора к участникам этого события?

Протопоп Аввакум. ╚Житие╩ (около 1673 г.)

67


╚Нут-ко, правоверные, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, перекрестися знаменем Спасителя нашего Христа пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение персът, не рассуждай много! А я с тобой же за сие о Христе умрети готов. Аще я и неосмыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти яко же приях: не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веков! Не блуди, еретик, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, ≈ крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, ≈ я бы им и с ними в глаза наплевал, ≈ и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и церкви святя, против солнца же, и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, ≈ а в крещении и не отрицаются сатаны. Чему быть? ≈ Дети ево: коли отца своего отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горяя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: ╚Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!╩ Так и зделал. Да болши тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает╩.

Вопросы. В чем различие между сторонниками церковной реформы в XVII в. и старообрядцами? Возможно ли определить по тексту отношение протопопа Аввакума к патриарху Никону?

Я. Рейтенфельс. ╚Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии╩

(1680 г.)

╚И, действительно, они не только радушно принимают иностранных мастеров, европейских и азиатских, являющихся к ним по собственному желанию, но и приглашают их к себе, предлагая через послов и письменно большое вознаграждение, причем так успешно подражают им, что нередко превосходят их новыми изобретениями. В кузнечном мастерстве, в искусстве приготовлять порох и тканье сукна они уже стали весьма опытны. В более сложных же и требующих знания и опытности делах, как-то: добывание металлов и приготовление их на дело, они более полагаются на знание и опытность французов и немцев, чем на собственное.

Последние добывают в округе г. Тулы, расположенном близ источников р. Волги, и в иных местах железо, а близ Новгорода медь с большой выгодой для государства. Не так давно царь послал некоторых за Казань по направлению к Сибири, откуда незадолго перед этим были доставлены в Москву прекрасные образцы скрытых там сокровищ, для обстоятельного исследования недр тех гор...

Что касается прочих ремесел, то москвичи обладают особенно им свойственным наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Не буду здесь говорить о мастерствах, требующих постоянного сидения, но живопись у них совершенно своеобразна, обращена на священные предметы, ибо, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших святых, по греческим образцам. Мало того, считается поступком, не только не благочестивым, но заслуживающим наказания, если

68


торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания╩.

Вопросы и задание. Какие сведения может почерпнуть исследователь этого документа о хозяйственной жизни, торговых связях России в XVII в.? Что нового мы узнаем об обычаях народа? О каких ремесленных центрах свидетельствует документ? Найдите их на карте.

Я. Рейтенфельс. ╚Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии╩

(1680 г.)

╚[На Красной площади] и на соседних площадях постоянно производится торговля съестными припасами и иными предметами, необходимыми в жизненном обиходе, при густейшем стечении народа.

К этому рынку примыкает другой, полукругом расположенный, тянущийся почти на полмиллиария, где лавки разного товара устроены так, что каждый отдельный, какой угодно товар выставлен для продажи только в назначенном для него месте. Так, в одном месте видишь шелковые ткани, в другом ≈ шерсть, в третьем ≈ полотно; в одном ≈ золотые и серебряные вещи и драгоценные камни, в другом ≈ благовония, в третьем ≈ иностранные вина, причем до двухсот погребов расположено в ряд под землею, в четвертом ≈ разные, иного рода, напитки, приготовленные из меда, вишен и других ягод. Одним взглядом можно увидеть здесь в одном месте дорогие меха разного рода, в других ≈ колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем ≈ кожи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимают масло, сало и ветчина, особый ≈ свечи и воск. Особый, наконец, ≈ разные изделия из дерева. В кожаном ряду лежат кожаные изделия: вожжи и прочая конская сбруя; в меховом ≈ шубы и шапки. В одном месте выставлены лечебные разные зелья и травы, в другом ≈ запоры, ключи, гвозди, далее ≈ шелк нитками, канитель для украшения девиц, браслеты ≈ все в особом месте. Также продаются, каждое в особом месте рынка, и обувь, и поножи, и хмель, и ячневая крупа, и рыба соленая, и сено, и овес. Не говоря уже о многом другом еще, и муке, и зерновому хлебу, и иным всякого рода вещам, и чинящим обувь и низеньким лавочкам цирульников ≈ всему точно определен свое ряд, и все они прекрасно и удобно расположены так, что покупателю дается полная возможность выбрать наилучшее из всех, собранных в одном месте, тех или других товаров.

Не мало увеличивает красоту рынка то, что на нем нет ни одного жилого помещения, дабы, таким образом, держать огонь, сильно свирепствующий обычно в этом городе, как можно далее. По этой же причине рынок тщательно оберегается сторожами, и те мастера, кои работают с огнем, живут в отдаленном от рынка месте╩.