16
Из ╚Поучения╩ Владимира Мономаха
╚Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научившись, по евангельскому слову, ╚очам управлению... гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый ≈ не мсти, ненавидимый ≈ люби, гонимый ≈ терпи, хулимый ≈ молчи, умертви грех...╩
╚Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи наши как обагренные, ≈ как снег обелю их...╩ ╚Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: ╚Слава тебе, человеколюбец!╩
Задание. Прочтите текст, перескажите его современным русским языком.
Из ╚Поучения╩ Владимира Мономаха
╚Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь ≈ как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные...
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает... Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем, они, проезжая, будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям╩.
Вопросы. По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей?
╚Повесть временных лет╩ о возникновении Киева
╚...И были три брата: один по имени Кий, другой ≈ Щек и третий ≈ Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Бричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив ≈ на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, назывались они полянами, от них поляне и доныне живут в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: ╚на перевоз в Киев╩. Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он
17
приходил. Когда он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то ≈ Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались╩.
Вопрос и задание. Как объясняет летописец Нестор возникновение Киева? Найдите на исторической карте место его возникновения.
Из ╚Жития Феодосия Печерского╩
╚В то время великий Феодосий присмотрел свободное место невдалеке от пещеры, и рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря, и собрал средства по благодати Божественной, и, укрепившись верой и надеждой и Духом Святым исполнившись, начал готовиться к переселению на новое место. И с Божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя Святой и Преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и окружил стеной место то, и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 6570 (1062). С того времени по Божественной благодати возвысилось место, и существует монастырь славный, и доныне называем мы Печерским и который устроен отцом нашим Феодосием╩.
Вопрос. Можно ли по этому отрывку из исторического документа ответить на главные вопросы историка: что произошло, где произошло, когда произошло?
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА
Путешествие св. апостола Андрея Первозванного на Русь
(из ╚Повести временных лет╩)
╚...И проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: ╚Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей╩. И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с этой горы, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей ≈ каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел: ╚Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольют квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеной, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мученье╩.
Из ╚Жития Феодосия Печерского╩
╚А какова была сперва их жизнь в пещере и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте ≈ это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была ≈ один ржаной хлеб и вода. В субботу же и воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили
18
клобуки, и иные ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собою, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались. Выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу╩.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
О князе Святославе
(из ╚Повести временных лет╩)
╚В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал, постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: ╚Хочу идти на вас╩. И отшел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: ╚Кому вы дань платите?╩ Они же сказали: ╚Хазарам по шлягу и от рала даем╩.
Вопрос. О каких человеческих качествах Святослава свидетельствует летописец Нестор?
╚В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли ему навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; после этого он ясов победил и касогов╩.
Вопросы. О каком событии упоминается и документе? Когда оно произошло? Найдите на карте место произошедших событий. Каковы их последствия?
Н. М. Карамзин о князе Святославе
╚Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два героя, знакомые только по славным делам, имели, может быть, равное любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный златоносными всадниками в блестящих латах, приехал на коне; Святослав в ладье, в простой белой одежде, и сам гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имеет грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином...╩
Задание. Нарисуйте изложенные в этом отрывке события.
╚Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо суровость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все
19
времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка╩.