Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Освенцим был настоящей "фабрикой смерти". По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 90% из них были евреями. Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.
Циркуляр начальника группы Главного хозяйственного управления СС группенфюрера Рихарда Глюкса. 6 августа 1942 г. "По вопросу об использовании срезанных волос. Ознакомившись с отчетом, начальник Главного хозяйственного управления обергруппенфюрер СС Поль приказал, чтобы все человеческие волосы, срезанные в концентрационных лагерях, нашли применение. Из человеческих волос можно производить промышленный войлок или прясть нити. Расчесанные волосы (женские) можно использовать в качестве материала для изготовления носков для экипажей подводных лодок и войлочных чулок для железнодорожников. В связи с этим вам поручается после их санобработки организовать хранение волос заключенных женщин. Мужские волосы могут быть использованы только если они не короче 20 см. Сведения о количестве волос, полученных за месяц, отдельно женских, отдельно мужских, должны передаваться нам пятого числа каждого месяца, начиная с 5 сентября 1942 г.".
| Данка Максимович Детская косичка в Освенциме Осень сменяет лето, пятый раз сменяет, а тонкая, словно ящека, девочкина косичка лежит в Освенцимском музее – живет и не умирает. Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно, как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают, то они цепенеют, то беспомощно виснут и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают. Туго косичка закручена, не расплетется до вечера. Слезные змейки стелются – мама горько плачет. Девочка улыбается ласково и доверчиво, девочка не понимает, что эти слезы значат. Вот палачи ледяные – банды их ясно вижу – косят людские волосы, мечут в стога большие. Легкие детские локоны ветер уносит выше, в грузные копны сложены женские косы густые. Словно шерсть настриженную, словно руно овечье, в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами. Вижу – пылают яростью большие глаза человечьи, вижу старух испуганных рядом со стариками. То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно: пламя пышет из топки и палачей озаряет, длинные их лопаты – от детской крови красные, стылые детские трупы в топку они швыряют. Вижу седины бедные, как в серебристом инее, и рядом – как ящерка – тонкую девочкину косичку, вижу глазенки детские – большие, синие-синие. |
Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги "До и после Освенцима":
"Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.
Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. …
В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых.
Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. …
Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны.Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…"
ГОУ СОШ № 653 ЮОУО ДО г. Москвы
Литературно-музыкальная композиция
«Пережить Освенцим».
К 60-летию освобождения Варшавы и лагерей Аушвиц-Биркенау
Авторы: Е. Л. Габриэлова, Л. М. Брыскина-Лямина
Композиция, подготовленная участниками факультатива, была частью Дня Памяти 27 января 2005 г. Ей предшествовали сообщения в 8-х-11-х классах по темам: «Память о несуществующем городе. Варшавское гетто», «Варшавское восстание 1944 г.», «Аушвиц - история и символика», сделанные по материалам поездки в Польшу в октябре 2004 г.
Оборудование: мультипроектор, аудиоситема, экран, видеомагнитофон, компьютер.
Оформление: фотоэкспозиции, стенды, книжные выставки, симнолика 60-летия Победы, эмблемы Государственного музея Аушвиц-Биркенау, польского движения Сопротивления, свечи, цветы, камни.
Музыкальное сопровождение (фрагменты из произведений): И.С. Бах месса si-minоr, ВWV 232 Кyгiе еlеisоn, М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» («Старый замок»), С. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. 1, В. Киляр, музыка к кинофильму «Пианист», А. Айги, музыка к кинофильму «Страна глухих» («Одиночество»); польские песни времен Второй мировой войны: А. Ковальски «Лагерная молитва», Я. Марковски «Марш Мокотова», З. Прейснер «Варшавская календа», исполнение в сопровождении гитары песни А. Городницкого «По Освенциму ветер гуляет...».
Видеоматериалы: фрагменты из художественно-публицистического сериала «Россия в войне. Кровь на снегу», М. Ромм «Обыкновенный фашизм», «Аuschwitz Wspomnienia № 1327», «Власов. Дважды проклятый генерал». Так же на экран проецируются фотографии, сделанные учащимися в Освенциме.
Авторы стихотворений: Д. Самойлов, Ю. Друнина, Е. Евтушенко, Л. Озеров, Ю. Мориц, В. Шимборская, Ч. Милош, В. Каня, Х. Гури, С. Добровольски, М. Езерский.
Составители композиции: участники факультатива.
Продолжительность 20 минут.
Текст | Музыкальное и видеосопровождение |
В зале звучит музыка, на фоне которой идет чтение имен жертв нацизма из разных стран, погибших в Освенциме. Например: Ян, 20 лет, Польша; Анна, 15 лет, Голландия; Иван, 6 лет, Белоруссия; Иозеф, 79 лет, Венгрия... Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Слова, заставлявшие кровь стыть в жилах в течение 5 лет страшной войны. С методичностью, со всей немецкой тщательностью убивали здесь людей из захваченных нацистами стран. Аушвиц-Биркенау стал в течение последних трех лет войны местом уничтожения еврейского населения из всей Европы. Сколько жертв поглотила эта самая большая фабрика смерти? Четыре миллиона? два с половиной? Миллион? Статистика бесчувственна как смерть. Тут убили этого человека ... И этого... И этих... Отступая в спешке, гитлеровцы вывели из Аушвица 58 тысяч человек. Это был «марш смерти». Когда 27 января 1945 года Советская Армия заняла лагерь, здесь находилось 7 тысяч узников с номерами - татуировкой вместо фамилий. И тысячи погибших, от которых остался след, И неисчислимые жертвы, для которых Аушвиц-Биркенау стал могилой без какого-либо следа. Те 7 тысяч дали показания о правде, правде об ужасающем преступлении. В древности была пословица: «Человек человеку волк». В 1945 можно было сказать больше: «Люди людям уготовили эту участь». Среди 7 тысяч спасенных оказались 300 детей. Многие выжили только потому, что были близнецами. «Доктору» Менгеле пары близнецов были нужны для бесчеловечных эксперементов. Они так же имели номера. Тут в Аушвице люди людям уготовили эту участь (перевод польского текста к фильму «Аушвиц»). На вагонах пломбы виснут, Груз имен в вагоны втиснут, И на сколько груза хватит, Не отвечу, не выспрашивай не знаю. Так-то, так — колеса стукают по стыкам. Так-то, так. Идет состав, груженый криком. Так-то так. Ночами слушаю без сна, Как в безмолвии стучится тишина. (В. Шимборская) (Е. Евтушенко) (Л.Озеров) (Л. Озеров) (составители) (Ч. Милош) (Ю. Мориц) (Ю. Друнина) (Ч. Милош) За миллионы замученных (В. Каня) (Х.Гури) | Бах. Месса А. Ковальски «Лагерная молитва». к/фильм «Аuschwitz Wspomnienia № 1327» - фон для текста. К/ф «Обыкновенный фашизм». Музыка Киляра к х/ф «Пианист». Кадры к/ф «Генерал Власов». Мусоргский «Картинки с выставки» («Старый замок») А. Айги. Музыка к х/ф «Страна глухих» (Одиночество). Кадры-фотографии с выставки «Лабиринты памяти» М. Колодея. Все участники поют в сопровождении гитары песню А. Городницкого «По Освенциму ветер гуляет...» (текст 1,4.6 строф автора, 2,3,5 - составителей) Фотографии: кадры - панорама и отдельные объекты Аушвиц-Биркенау. фотографии — группа у Международного Мемориала С. Рахманинов II концерт, 1 часть для ф-но с оркестром. Кадры фотографий жертв Аушвица из к/ф «Обыкновенный фашизм». |
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста.