Дело, которое мы начинаем, очень серьезное. Я не стал бы рекомендовать начинать его, если бы альтернатива не была гораздо более серьезна. Соединенные Штаты пожертвовали 341 миллиард долларов на победу во второй
[34]
мировой войне. Это - наш вклад в свободу и мир на планете. Помощь, которую я рекомендую оказать Греции и Турции, составляет немногим более 0,1 % этого вклада. Мы все чувствуем, что мы должны сохранить его и убедиться, что он был не напрасен. Семена тоталитарных режимов взращены страданием и нуждой. Они взошли и выросли во вредной почве бедности и раздора. Они расцвели пышным цветом, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла. Мы должны возродить эту надежду. Свободные люди-мира ищут у нас поддержки для утверждения своих свобод. Если мы будем нерешительным лидером, мы можем подвергнуть опасности мир ни планете - мы точно подвергнем опасности благополучие нашей нации. Огромная ответственность ложится на нас из-за того, что события быстро сменяют друг друга. Я уверен, что Конгресс серьезно отнесется к этой ответственности.
ГАРРИ ТРУМЭН. Инаугурационная речь 20 января 1949 г.
Народы земли смотрят в будущее с большой неуверенностью, почти в равной степени складывающейся из великих надежд и великих тревог. В эту пору сомнений они сильней, чем когда-либо прежде, ждут от Соединенных Штатов благонамеренности, силы и мудрого руководства. Поэтому уместно воспользоваться случаем и объявить всему миру важнейшие принципы веры, согласно которой мы живем, заявляя всем народам о наших целях.
Американский народ твердо исповедует веру, изначально вдохновлявшую нашу страну. Мы верим, что все люди равны перед законом и имеют равную возможность получать свою долю общественных благ. Мы верим, что все люди имеют право на свободу мысли и ее свободное выражение. Мы верим, что все люди созданы равными, ибо сотворены по образу и подобию Божию. От этой веры мы не отступим.
Американский народ хочет и полон решимости трудиться ради построения мира, в котором все страны и люди вольны распоряжаться собой, как считают уместным, и добиваться достойной, удовлетворительной жизни. Превыше всего наш народ хочет и полон решимости трудиться ради мира на земле - справедливого, прочного мира, основанного на подлинном соглашении, свободно принятом равными. Преследуя эти цели, Соединенные Штаты и прочие страны, наши единомышленники, оказались в прямом противостоянии с режимом, который придерживается противоположных целей и абсолютно иной жизненной концепции.
Этот режим привержен ложной философии, претендующей на предоставление человечеству свободы, безопасности и широких возможностей. Введенные этой философией в заблуждение, многие народы пожертвовали своими свободами, но лишь с прискорбием обнаружили, что в награду их ждет обман и издевательство, нищета и тирания. [35]
Эта ложная философия _ коммунизм. Коммунизм опирается на убеждение в том. что человек настолько слаб и неадекватен, что не способен собой управлять и поэтому нуждается в правлении сильных хозяев.
Демократия опирается на убеждение в том, что человек обладает достаточными моральными и интеллектуальными способностями, равно как и неотчуждаемым правом разумно и справедливо распоряжаться собой.
Коммунизм подвергает человека аресту без законного повода, наказанию без суда, принудительному труду как раба государства. Он решает, какую информацию следует получать человеку, какие произведения искусства ему следует создавать, за какими вождями идти, о чем думать.
Демократия утверждает, что власть установлена на благо человека и облечена обязанностью охранять его права и свободу выбора для приложения своих способностей.
Коммунизм утверждает, что социальное зло можно исправить только насилием. Демократия доказала, что социальной справедливости можно достичь путем мирных преобразований. Коммунизм верит в столь глубокое разделение мира на враждебные классы, что война неизбежна.
Демократия верит в способность свободных стран справедливо улаживать разногласил и сохранять прочный мир.
Эти различия между коммунизмом и демократией тревожат не только Соединенные Штаты. Люди повсюду начинают понимать, что дело касается материального благополучия, человеческого достоинства, права верить и почитать Бога.
Я констатирую эти различия не для постановки проблем веры как таковой, но потому, что вытекающие из коммунистической философии действия угрожают стараниям свободных стран обеспечить восстановление и прочный мир во всем мире.
Источник: Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 г.) с историческим комментарием. Пер. с англ./ Общ. Ред. и комментарий Э.А. Иваняна. - Серия «история идей-история людей». - М., Издательский дом «Стратегия», 2001 - 528 с. (извлечения с. 404-411)
Е. Тарле. К истории антисоветской политики американского империализма
Прогремели и смолкли громы второй мировой войны. В те годы заправилы Уолл-стрита и особенно влиятельные лидеры республиканской партии во главе с Гувером сочувствовали Гитлеру и всячески мешали открытию второго фронта. Народы Советского Союза во главе с великим русским народом своей самоотверженной борьбой спасли цивилизованную Европу от фашистских погромщиков, и «в этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (И. Сталин). [36]
Уже начиная с осени 1945 года настроения в правящих Америкой финансовых и политических сферах стали открыто враждебными по отношению к Советскому Союзу.
Очень кстати для этих сфер в Белом доме появился послушный Уолл-стриту Трумэн. Мы не будем тут останавливаться сколько-нибудь обстоятельно на основных причинах, которые с такой неслыханной во всемирной истории быстротой превратили одного союзника в злобного, ожесточенного врага другого союзника, решительно без всякой вины со стороны последнего. Об этом уже сказано в начале статьи.
Когда мы говорим об этом внезапном взрыве враждебных чувств против Советского Союза, то мы, конечно, имеем в виду не американский народ, а его фактических, как официальных, так и неофициальных, правителей: Уолл-стрит с его, так сказать, филиальными отделениями - Белым домом, государственным департаментом, Пентагоном, редакциями «Нью-Йорк таймc», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Сан» и другие руководящих буржуазных газет, ведущих бешеную травлю против Советского Союза.
Американские хищники, в чьих руках сосредоточены миллиарды долларов наличного капитала и колоссальная мощь промышленных трестов и мировых финансовых концернов, открыто враждебно выступают против великой социалистической державы. Советский Союз, как не устает твердить империалистическая пресса, является, если не единственным, то главным и непреоборимым препятствием к установлению прямо и непосредственно или косвенно организуемого и постепенно распространяемого мирового владычества США. Ни друзья, ни враги американского империализма не отрицают наступательного насильственного и захватнического характера нынешней активности американских хищников. Разница только в квалификациях этого явления. Друзья американского империализма называют эти захваты счастливым для цивилизации «распространением англо-саксонского образа жизни». Враги американского империализма, напротив, именуют это явление ползучим раком, от которого человеческая цивилизация должна непременно избавиться, чтобы не погибнуть, и считают приостановку распространения этого пагубного рака первоочередной задачей исторической повестки дня.
Мировое владычество американского, истинно гангстерского империализма было бы концом цивилизации. К счастью, оно невозможно. Конец второй мировой войны привел к таким результатам и направил течение всемирной истории по таким путям, о которых и не думали правители США и их западноевропейские союзники, когда развязывали войну. Советский Союз не только оказался главным победителем, растоптавшим Гитлера и гитлеризм, но и явился в ореоле могущественного поборника и провозвестника мирового социального прогресса.
Мысль об использовании только что разгромленного вчерашнего врага для борьбы против вчерашнего союзника все чаще стала приходить на ум магнатам капитала и вполне от них зависящим дипломатам и генералам. [37]
Экономический захват Западной Германии американской биржей и трестами уже к 1947 году был наполовину завершен. Бригадный генерал Уильям Дрэйпер, он же заместитель председателя гигантского банка Диллон, Рид и компания, а также Джон Фостср Даллес, непосредственно заинтересованный в прибылях трестов США, эксплуатирующих Западную Германию, сделали все от них зависящее, чтобы превратить уже сейчас Западную Германию, в самом полном и точном значении слова, в колонию монополистического капитала США, в плацдарм будущей антисоветской агрессии. Наряду с этим главным для американского империализма является создание оперативной сухопутной армии, о которой так пылко мечтала ачесонозская пресса после подписания Атлантического пакта в 1949 году и в первой половине 1950 года.
Как показали события в Корее, для военных авантюр еще очень мало обладать хорошим плацдармом, потому что лучше оборудованной тыловой базы, чем вся Япония с окружающими ее островами, нельзя себе и вообразить. Одновременно выяснилось, как и можно было предвидеть, что у американских, английских солдат и по случаю закупленных Ачесоном турецких солдат не оказалось большого желания отдавать свою жизнь ради набивания долларами обширных карманов господ Макартура, Даллеса, Баруха, Кеннона и других корифеев биржевой спекуляции, ради грязных делишек с куплей, продажей и перепродажей подрядов и заказов и с игрой на повышение военно-промышленных акций. Ходом событий в Корее уже нанесен тяжкий удар престижу Соединенных Штатов не только в Азии, но прежде всего в Европе и именно в Западной Германии.