Во втором вопросе уместно рассмотреть принципы организации и функционирования судебной системы (например, построение исключительно по территориальному принципу, на основе мусульманской традиции) и рассказать о структуре, составе и полномочиях судебных органов, а также статусе профессионального судьи - кади (хакима). Отдельное внимание следует уделить изучению положения верховного шариатского суда (Арз-о даст) как высшей апелляционной инстанции.
Третий вопрос. Рассматривая вопрос о вещном и обязательственном праве, необходимо уяснить:
- особенности социально-правового строя Османской империи, указав на отсутствие выраженного сословного деления людей. Личный статус предопределялся, фактом подданства (или его отсутствием), а также принадлежностью к правоверной мусульманской общине. Во всем ином мусульмане считались равными друг другу (исключая священно-религиозные привилегии духовенства); практически одинаковыми были их права в сфере имущественных отношений.
- классификацию вещей, отметив, что в полном смысле собственностью могли быть только движимые вещи, поскольку недвижимость считалась собственностью Аллаха, переданной правоверным с соблюдением тех или других условий;
- отсутствием жестких формальных условий для действительности договоров в обязательственном праве;
- признание обязательств, вытекающих из одностороннего действия (обет, обещание и др.);
- критерии договоров, самым важным из которых был, считался он отменимым или неотменимым и др.
В четвертом вопросе студент должен рассмотреть особенности правовой регламентации брачно-семейных отношений. Следует рассмотреть условия, порядок заключения и форму брака (исходя из того, что брачный союз рассматривался как подобие договора, заключаемого в ограниченных целях и при неравном положении сторон); статус членов семьи (мужа, жены, детей), рассмотрев в том числе вопрос о жесткой ответственности за пренебрежение супружескими обязанностями; основания и порядок прекращения брака (поскольку брак не имел священного характера); наследование.
Пятый вопрос. Изучение уголовного права предполагает раскрытие студентом следующих направлений:
1. понятие преступления, указав, что им считалось то, что прямо запрещено, или неисполнение приказа (закона);
2. условное деление преступлений на 3 вида, которые далеко не охватывали возможных наказуемых деяний, особенно связанных с торговлей, городской жизнью:
- насильственные преступления (от убийства до разного рода личных посягательств),
- преступления, прямо осужденные в Коране (связанные с нарушением заповедей ислама),
- прямо не обозначенные в законах, но наказуемые в целях общественного порядка;
- система наказаний (штраф, телесные наказания - битье палками, членовредительные наказания, тюремное заключение, смертная казнь и др.), подчеркивая возможность кровной мести за большинство насильственных преступлений против личности (например, убийство, членовредительство, ранение, избиение);
- обстоятельства, смягчающие ответственность (например, некоторый мотив «вынужденности»).
Тема 46. Мусульманское право
Примерный план работы:
1. Особенности становления и развития мусульманского права (шариат).
2. Источники мусульманского права.
3. Правовое регулирование имущественных отношений.
4. Правовое регулирование семейных отношений.
5. Возникновение и развитие уголовного права.
6. Судебный процесс.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен рассказать становлении мусульманской правовой системы, отметив, что процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности (от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. при пророке Мухаммеде до одной из крупнейших империй VIII-Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов).
Характеристику особенности развития мусульманского право необходимо проводить по следующему плану:
- влияние предшествующих правовых культур Востока на мусульманское право - мусульманское право вобрало в себя их многие элементы (например, правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях);
- деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, которые оказали значительное влияние на становление шариата, поскольку при толковании заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.
- конфессиональный характер шариата;
- содержание мистико-религиозной основы шариата;
- переход в VIII-IX вв. от божественного правопонимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм - к логико-системным методам;
- влияние доктринальной разработки на мусульманское право;
- относительная целостность как одна из характерных черт средневекового мусульманского права;
- четыре основных толка (маз-хаба) как самостоятельные правовые школы (ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты).
Во втором вопросе студент должен перечислить источники мусульманского права, рассмотреть их иерархию. Особое внимание необходимо уделить следующим источникам мусульманского права:
1. Коран как важнейший источник шариата – это священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Студент должен рассказать о структуре Корана (состоял из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аята), его особенностях (например, о мифологическом, казуальном характере) и содержании.
2. Сунна («священное предание») - многочисленные рассказы (хадисы) о суждениях и поступках самого Мухаммеда.
3. Иджма («общее согласие мусульманской общины») - складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами).
4. Кияс - решение правовых дел по аналогии. Следует подчеркнуть, что кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права.
5. Местные обычаи, которые непосредственно не входили в само мусульманское право в период его становления, но прямо не противоречили его принципам и нормам.
6. Указы и распоряжения халифов как производные от шариата источники мусульманского права.
Третий вопрос. Правовое регулирование имущественных отношений уместно рассматривать по следующим направлениям:
- сущность «права личного статуса»;
- имущество как объект вещных прав – содержание, виды (например, движимые и недвижимые вещи, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие их). Студент должен рассказать об особой категории вещей, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и др.), а также «нечистых вещах», которые не признавались собственностью мусульман (вино, свинина, книги, противоречащие положениям ислама и др.). Затем следует рассказать о классификации земельных имуществ (например, государственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли, непригодные для обработки и др.);
- вакуф как имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на религиозные или благотворительные цели;
- способы возникновения права собственности;
- правовые основы договорного права;
В четвертом вопросе студент должен рассмотреть:
- условия и порядок заключение брака, брачный договор (который нередко выступал как своеобразная торговая сделка), правовое положение супругов (следует подчеркнуть, что мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье);
- поводы к разводу и его процедура;
- основы наследственного права – сущность двух порядков наследования (по завещанию и по закону).
В пятом вопросе студент должен исследовать следующие направления:
1. понятие преступления;
2. деление преступлений на виды:
- преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда - это посягательства на «права Аллаха», за совершение которых не допускалось прощение (например, отступничество от ислама; преступления против порядка управления - бунт и сопротивление государственным властям; преступления, объявленные тяжким религиозным грехом - кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и др.);
- противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц (например, умышленное убийство или смертельное ранение, телесные повреждения и др.);
- действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата (например, в судебном порядке наказывались такие действия, как несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и др.);
3. система наказаний, подчеркнуть их жестокий и устрашающий характер, зависимость от вида преступления.
В шестом вопросе студент должен указать, что процесс по мусульманскому праву, как правило, носил обвинительный характер. Среди особенностей процесса студент должен отметить:
- возбуждение дела заинтересованными лицами, а не от имени государственных органов. Исключение составляли преступления, направленные против государственной власти;