В пятом вопросе студен должен подчеркнуть кастовый характер армии, указать, что она комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями (например, торговыми гильдиями). Военная организация (как и многое другое в Индии) находилась в прямой зависимости от варно-кастового деления Например, только кшатрии могли носить оружие, другие варны могли браться за оружие лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий» (Законы Ману, VIII, 348). Далее студенту необходимо охарактеризовать функции армии, обратив особое внимание на то, что она выполняла и функции охраны общественного порядка.
Тема 4. Варно-кастовое деление в Древней Индии и его правовое оформление
Примерный план работы:
1. Предпосылки социального расслоения древнеиндийского общества.
2. Формирование сословно-кастового деления (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры).
Методические рекомендации:
При раскрытии первого вопроса студенту следует отметить, что процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин, поскольку в результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной - верхушки в родовую аристократию. Отдельное внимание среди предпосылок социального расслоения древнеиндийского общества, необходимо уделить действиям военно-политического характера, так как в ходе них также возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
При ответе на второй вопрос студент должен, опираясь на законодательство, указывает на мифологическое происхождение варн - варны произошли от великих риши, сыновей Ману: брахманы - от Кави (Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшии - от Пуластьи и шудры - от Васиштхи (Законы Ману (III.194-198). Далее следует провести отличие между кастовой системой и обществом варнашрамы. Каста («джати») подразумевает рождение в определенной семье, закрепляется происхождением, а варна (цвет) определяется качествами и его склонностями к особой деятельности. Следует также подчеркнуть, что изначально в основе деления на варны лежал не экономический критерий, так как во времена возникновения подобного разделения труда в обществе еще не существовало видимого расслоения. Закрепляемые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида, его места в системе общественного производства и распределения, которое было непосредственно связано с его отношением к средствам производства и прежде всего к собственности на землю. В ведийской литературе даже низшее сословие - шудры иногда описываются как рожденные без бога и ритуала, но владеющие большим числом голов скота.
Студенту необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права Древней Индии: артхашастрами, обычаями, царскими узаконениями, судебной практикой, а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права Древней Индии пошло по такому пути, ответить на вопрос – почему социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Затем студент должен охарактеризовать происхождение названия каждой варны и выявить их основные отличительные особенности – например, с точки зрения:
- участия в управлении государством;
- религиозно-правовых границ, религиозно-ритуальных ограничений, запретов, предписаний;
- права собственности;
- в уголовном праве – с точки зрения тяжести наказания за совершение преступлений
При этом студент обязан подтверждать свои выводы ссылками на законодательство.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросу о рабах в Древней Индии, раскрыть их деление на семь разрядов (захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания (См. Законы Ману (VIII, 415), их положение в обществе (например, см.: Законы Ману VIII, 163, IX, 48, 54-55, X, 32).
Студенту также следует рассмотреть статус парией и чандалов, указав, в частности, что отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу, постепенно (по мере усиления кастового деления) стали относить к шудрам, что свидетельствовало о неоднородности варны шудр.
Тема 5. Развитие древнекитайской государственности
Примерный план работы:
1. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае.
2. Легизм и реформы Шан Яна (IV в. до н.э.).
3. Власть и управление в империи Цинь.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен обратить внимание, что история Древнего Китая делится на следующие периоды:
- создание первого государственного образования Шан-Инь (XVIII –XII вв. до н.э.), которое к концу своего существования включало в себя три условные зоны политической организации: центральную вокруг столицы; промежуточную, которая включала примыкающие к центру области; периферийные племена со своими вождями. Следует обратить внимание, что Шан-Инь было военно-политическим союзом со всеми вытекающими из этого последствиями;
- государство Западное Чжоу (XI –VIII вв. до н.э.), характеризовавшееся по форме правления как более оформленная монархия;
- государство Восточное Чжоу (VIII – V вв. до н.э.);
- образование семи наиболее крупных и сильных царств (V вв. до н.э.), лидером из которых стало Цинь;
- империя Цинь III (III-II вв. до н.э.).
В целях всесторонней характеристики доктрины легизма, студент должен перечислить его основные принципы и правила, изложенные правителем в «Книге правителя области Шан», которая была составлена по высказываниям и делам правителя Гунсунь Яна (Шан Яна) в IV- III вв. до н.э.). Студенту следует рассказать о том, что Шан Ян упорядочил общинное землепользование, создав систему круговой поруки по государственным налогам, укрепил армию, отменил прежние привилегии знати. Особое внимание необходимо уделить административному делению. Страна была поделена на административные округа во главе с назначаемыми из центра чиновниками, что укрепило власть единого правителя (хотя судьба самого Шан Яна была печальной: его казнил собственный наследник), царство приобрело возможность вести более активную внешнюю политику. В течение III в. до н.э. царство постепенно подчинило себе остальные семь царств.
В третьем вопросе студенту необходимо охарактеризовать следующие моменты: статус правителя (его новый титул – хуандри – желтый император), формирование традиционной централизованной системы управления Китая, особое место в государственном аппарате ряда ведомств (военного, финансового, государственного хозяйства, обрядового, условно-судебного – «ведомства наказаний» и др.). При этом студент должен обратить внимание на то, что империя делилась на области, а области на округа – и соответственно в каждой территориальной единице функционировали свои органы управления.
Рассматривая вопрос о государственном аппарате, студенту следует рассказать и о 20 рангах-чинах государственных служащих.
Тема 6. Древневосточная монархия
Примерный план работы:
1. Монархия и деспотизм.
2. Особенности исторического происхождения древневосточной монархии.
3. Организация власти в древневосточных монархических государствах.
Методические рекомендации:
Первый вопрос темы касается терминологического аспекта. Студенту необходимо исследовать дефиниции «монархия» и «деспотизм», рассмотреть их соотношение.
Во втором вопросе студент должен акцентировать внимание на то, что особенности исторического происхождения древневосточной монархии были прежде всего определены историческими путями ее развития в обществе, в частности:
- перерождение власти выборного религиозного и хозяйственного лидера объединения (союза) общин, которые образовали начальное протогосударство;
- организационное перерождение роли и власти выборного военного вождя союза общин или племен. При этом студенту следует охарактеризовать основные функции правителя монарха (например, организация публичной власти, исполнение жреческих обязанностей), а также содержание власти в зависимости от исторического пути возникновения древневосточной монархии.
При характеристике организации власти в древневосточных монархических государствах, следует исходить из религиозно-священного характера власти правителя (что является одной из основных особенностей таких государств).
В целях всестороннего и полного исследования полномочий монарха, весьма целесообразным было бы подразделение их в зависимости от содержания (например, выделить и охарактеризовать полномочия в законодательной сфере, в области управления, в том числе хозяйственные полномочия). В рамках данного вопроса студент должен подчеркнуть тот факт, что власть древневосточного правителя не включала в себя прямых полномочий по отправлению правосудия, монарх был наделен лишь отдельными судебными правами (это также является одной из основных особенностей древневосточных монархических государств). Данный вопрос предполагает проведение студентом сравнительно-правового анализа полномочий древневосточного правителя (в различных государствах).
Представляется также уместным рассмотрение в рамках данной темы вопроса о образе идеального правителя.