Приведем один пример. Самым крупным поэтическим сервером русского Интернета является Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Он основан в 1997 г. и ведется во многом силами одного человека Марии Школьниковой, на ее личные средства. Сегодня на этом сервере более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов.
На этом сервере можно попытаться найти все упоминания слова Москва. Учащиеся, попытавшиеся это сделать могут испытать разочарование – большинство упоминаний этого слова будут в выходных данных поэтических сборников, в месте написания произведения, месте жизни поэта. Однако, проявив терпение, они могут отыскать очень интересные поэтические строки, по-разному раскрывающие жизнь города и отношение поэта к нему.
С другой стороны, конечно, во многих произведениях, где нет слова Москва, рассказывается много интересного о жизни в нашем городе. Учащимся начальной школы вы можете например, предложить познакомиться со стихами Агнии Барто. Можно «раздать» эти стихотворения детям и предложить им подготовиться к следующему уроку, прочитать их дома родителям, обсудить с ними, спросить о вещах, которые они не поняли и потом прочитать (по тексту, не наизусть, но подготовившись) и ответить на вопросы других детей (или учителя, если у учеников их не будет).
Такая же ситуация возникнет и при поиске в других Интернет-библиотеках, содержащих полные тексы литературных произведений. Там и вправду много интересного. Но, как правило, искать придется по автору или названию произведения, а это не всегда удобно. Ученик может не знать ни того, ни другого.
Есть и специализированные сайтов. О них мы много упоминали выше в настоящем методическом пособии, например, одним из лучших сайтов по истории Москвы, где есть и рассказы о литераторах-москвичах, это: http://walk.rambler.ru/index.html. Но здесь некоторым недостатком его школьного использования оказывается высокий уровень терпимости к пьянству.
Одной из проблем, с которой Вы столкнетесь, используя Интернет, будет ненадежность информации, в том числе – неточное или ошибочное указание автора текста, большое количество опечаток, возникших при сканировании и не выправленных. Будьте осторожны.
Значительная работа ведется на Российском общеобразовательном портале http://school.edu.ru/. Там сегодня сосредоточены десятки тысяч информационных источников, ориентированных именно на среднее образование. Активно идет и формирование электронной библиотеки информационных образовательных ресурсов: www.edu.ru/, window.edu.ru/.
Не надо забывать, что в Интернете можно выбирать изображения на заданную тему. В основных поисковых системах Вы можете найти соответствующую «кнопку» на экране. Укажем примеры таких изобразительных ресурсов с хорошего портала http://artclassic.edu.ru/:
В.Д.Поленов.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15690&cat_ob_no=12792;
А.К.Саврасов.
И.И.Левитан.
Весьма полезным общим источником информации в Интернете сегодня является общедоступная и создаваемая широким и открытым кругом людей энциклопедия Википедия: ru.wikipedia.org/ и ее версии на других языках (наиболее обширная – английская). Другой важной общедоступной энциклопедией является Кругосвет: www.krugosvet.ru/, созданная в рамках программ Института открытого общества.
Укажем наиболее солидные литературные коллекции в Интернете, которые Вам понадобятся в различных ситуациях и будут содействовать привитию вашим учащимся любви к чтению и освоению ими современного информационного пространства.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) http://feb-web.ru/: полнотекстовая система по произведениям русской словесности (есть также справочная литература, словари, научные исследования и историко-биографическими работы).
Содержание библиотеки: электронные издания, каждое из которых посвящено отдельному автору (Пушкин, Лермонтов, ...), жанру (былины, песни...) или произведению («Слово о полку Игореве» и др.).
Стихия http://www.litera.ru/stixiya/: отечественная поэзия. Самый крупный поэтический сервер русской сети, основан в 1997 г.
Содержание: более 19 тысяч поэтических произведений практически всех известных русских и советских поэтов.
Российский общеобразовательный портал http://litera.edu.ru/: русская и зарубежная литература для школы, где выбор авторов и произведений обусловлен требованиями школьного обучения, но предусматривает и некоторое расширение.
Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/.
Самая известная в русском интернете виртуальная библиотека
Библиотека не специализированная: русская и зарубежная классика, современная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, и пр., и пр.
Русские мемуары http://memoirs.ru/: старинная Россия в дневниках и воспоминаниях. Библиотека посвящена истории России 18 – 19 веков, в первую очередь представлена мемуарная литература. Собрание текстов восполняет многочисленные пробелы в исторической литературе и позволяет увидеть живую картину российской жизни в старину.
Содержание: дневники, воспоминания, записки, журналы, описания, рассказы, анекдоты и проч., собранные из дореволюционных изданий.
Библиотека восточной литературы http://www.vostlit.info/ : средневековые исторические источники Востока и Запада. Одна из самых основательных и культурных библиотек, с точки зрения оформления и подачи текстов. Приводятся все ссылки на источники, тексты, как правило, снабжены обширными примечаниями, некоторые источники на русском языке прежде не публиковались.
Содержание библиотеки: хроники с 6 века (и раньше), русские, византийские, болгарские летописи, анналы, хронографы, путешествия (в том числе в Московию, а также паломничества, русские хожения, путевые заметки), отчеты посольств, дневники походов, сказания, записки и мемуары.
Библиотекарь.Ру http://bibliotekar.ru/rus/index.htm: электронная библиотека нехудожественной литературы.
Содержание: статьи и книги по истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции, художественные альбомы и отдельные произведения по русской истории и культуре. Древнерусская литература: летописи, сказания, повести, поучения жития, легенды.
Некоммерческая библиотека Im Werden. http://imwerden.de/ содержит значительный историко-культурный материал. Там, например, можно найти рассказы о времени Московского царства – что ели в старину, как одевались, когда появились на Руси карты и шахматы и как эти игры были запрещены (см. Приложение 1, М.И.Пыляев «Старое житье», http://imwerden.de/pdf/pyljaev_staroe_zhitje_1897.pdf
Мистика
Надо признаться в России сейчас любят всякую мистику. Впрочем, оно и понятно: глядя на все происходящее, как не впасть в мистицизм? Можно ли, например, в материалистических терминах объяснить внезапное появление миллиардных состояний буквально из ничего? Или без помощи дьявольских сил осуществить дематериализацию гигантского имущества одной из богатейших стран мира? Нет, господа, глядя на подобные метаморфозы, если и можно усомниться в бытии Бога, то в Дьяволе никак нельзя. И все же, по-моему, все это хотя и ловкий, но обман, то есть дело не запредельных сил, а фокусников и аферистов. Не мистика, а техника. Между тем бывают вещи действительно загадочные. Причем там, где быть им вроде бы совершенно не место, где решаются задачи сугубо земные и прагматичные. Да и начинается все, как правило, незаметно, буднично: однажды на пятый этаж здания московской мэрии на Тверской, 13...
1.
Итак, однажды в конце девяносто второго года в мой кабинет вошла старушка с авоськой в руке. Вернее, то была не авоська, а полиэтиленовая сумка с рекламой какого-то курорта и надписью "Пусть всегда будет солнце", под которой загорала коричневая девица на морском берегу.
В другое время и в другом месте никто не обратил бы на эту старушку внимания. Мало ли их блуждает с такими вот сумками по городским конторам, удивляя прочее население способностью к выживанию в экстремальных условиях. Но здесь, в приемной, она вызвала легкое замешательство. Во всяком случае, по озадаченной физиономии докладывавшего о ней секретаря я понял, что никто не знает, кто она такая и зачем пришла.
Полагаю, мы с нею действительно никогда бы не встретились, если бы не удивительная настойчивость, какую она проявила, отвергая все предложения побеседовать с другими работниками мэрии и требуя только меня. Каким-то образом вышла на одного из моих помощников, который, кстати сказать, нередко приводит в обход секретариата таких вот нестандартных посетителей. Однако и он в данном случае не мог сказать ничего внятного: "Какая-то мистика, но очень интересно" - вот и все, что удалось нацедить.
Итак, вошла сухонькая, небольшого роста, с приятным лицом. Такую, словом "старая" даже не назовешь. По осанке, движениям, интонации чувствовалось, что она была в свое время очень красивой. А должен заметить, раз уж о том зашла речь, что вовсе не всем красавицам полезно посвящать вторую половину жизни борьбе с признаками увядания. Многим идет стареть естественно, сохраняя обаяние, женственность, грацию. Они знают, что настоящий мужчина ценит женщину в любом возрасте, потому что любит само это чудо под названием "слабый пол"... Но тут прерываюсь, поскольку эта тема нас далеко уведет.
Весь облик старушки свидетельствовал, что она из небогатой, но интеллигентной семьи. Короткий опрос сразу прояснил ситуацию: вдова профессора, живет одна. Он был известным ученым. Жили душа в душу. Она посвящала ему всю себя и теперь оказалась в обычном для таких преданных жен положении: детей нет, смысла жизни тоже.
Она поставила полиэтиленовый пакет и стала вытаскивать из него увесистый газетный сверток. Ни этот пакет, ни мятые газеты не предвещали того, что увидел. На стол легла книга. Старая, в кожаном переплете, с желтыми неровными страницами. Кожа местами потрескалась. Тяжелые листы при переворачивании громко дышали, словно страдая одышкой. Не только рукописные строчки, но и слова, даже буквы на этих страницах жили свободно, собственной жизнью, сохраняя в то же время удивительную гармонию и лад. Несмотря на церковнославянский, я смог, к своему удивлению, без труда разбирать старинный текст.
Старушка пояснила, что это один из первых экземпляров Библии на Руси. Другой такой хранится в Румянцевской библиотеке. Книга принадлежала покойному мужу. Он был историком и берег эту Библию всю жизнь, пряча от пристального внимания партийцев. И так ею дорожил, что не продал бы никому ни за какие деньги.
Не помню, как долго я просидел, листая Библию. Хотя не знаток этого дела, но, должен признаться, почувствовал некую ауру. В общем понял, что моя гостья принесла что-то действительно редкостное.
А она сидела и смотрела. Ее неторопливость, спокойная отрешенность задавали темп и тон разговора. Стараясь не разрушать этой атмосферы, мягко спросил:
- А чего бы вы хотели?
- Ничего, - отвечает. - Хочу подарить эту книгу вам. Меньше всего был готов к такому ответу. К нам, в мэрию, конечно, стекаются разные подарки, для них даже создан специальный музей на третьем этаже. Но в данном случае речь шла о большой культурной ценности, которую надо хранить, экспонировать, кому-то показывать. Городской офис, согласитесь, не лучшее место для этого.
- Извините, - говорю, - не могу принять такого подарка. Это ведь, если не ошибаюсь, национальное достояние. Существуют специальные места: музеи, библиотеки... Если хотите, поможем на ваших условиях передать книгу туда.
- Вы не поняли, - возразила она. - Я ничего от вас не хочу. Просто сейчас передаю книгу. А потом, когда построите храм, отдадите ее Патриарху. Так сказал покойный муж.
- Не понимаю, почему бы вам самой не отдать книгу Патриарху, - говорю, не ухватив всей цепочки ее рассуждении.
- Потому что связана обещанием. Мой муж перед кончиной велел сделать именно так. Передать книгу тому, кто будет восстанавливать храм Христа Спасителя, чтобы тот - то есть вы - передал ее настоятелю. А настоятелем храма Христа Спасителя по положению всегда был Патриарх.
- Храм? Какой храм? Мы вовсе не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя!
- Мой муж сказал, что будете. А он в таких вещах никогда не ошибался.
Тут читателю придется напрячь воображение, чтобы представить себе мое удивление. Начался какой-то странный разговор. Она говорила с большой убежденностью, но что-то совершенно невнятное. Можно было понять только, что покойный был непростым человеком. Он обладал - не знаю, как это точнее сказать, - даром ясновидца. В общем, он что-то предсказывал несколько раз в жизни, и затем это сбывалось.
Так вот, перед смертью ему было не то видение, не то голос свыше. Подробностей она не знала. Знала одно: что это откровение относилось к храму Христа Спасителя, В том смысле, что он будет восстановлен. Причем в этом деле каким-то образом буду задействован я.
Так что, как ни отпирался, сколько ни уверял собеседницу, что у правительства Москвы на этот счет нет никаких планов, все было напрасно. Она так верила в провидческие способности мужа, что считала его предсмертное прозрение чем-то более достоверным, чем все, на чем мы строим свои планы и городские проекты.
Я стал осторожно заворачивать книгу и запихивать обратно в пакет.
- Не могу принять ваш подарок. Мы не собираемся восстанавливать храм Христа Спасителя. Вы ставите невыполнимое условие. Так что простите, у меня дела.
Старушка сидит спокойно, словно ее и не попросили только что из кабинета.
- Во-первых, я знаю, что будете. А во-вторых, обязана выполнить последнюю волю мужа. Только тогда смогу считать, что сделала все, что должны была сделать на этой земле.
Начинается какая-то ненормальность, причем по второму кругу.
Я:
- Не хочу вас обманывать. Книга очень ценная, но вы пришли не по адресу. Не могу принять на свою совесть такое условие. Пожалуйста, заберите книгу - и закончим этот разговор.
Она:
- Хорошо, давайте так; я оставлю эту Библию, и вы ее обязательно передадите Патриарху, когда...
И так далее. Тот же самый разговор.
Я уже начинаю смотреть на нее другими глазами. Но, вглядываясь в умное лицо, слыша спокойную интонацию, убеждаюсь, что передо мной вполне разумный человек. А значит, эта настойчивость, эта твердость имеет какое-то иное основание, пусть непонятное, но требующее как минимум уважения.
Надо было искать другой выход из ситуации. В конце концов куда она денется теперь с этой Библией?
- Единственное, что могу обещать, - говорю наконец, - что, когда закончу свое пребывание на посту мэра, передам книгу преемнику. А тот своему. И так далее по цепочке. Может быть, когда-нибудь кто-то действительно восстановит храм. Тогда и передаст книгу настоятелю. И можно будет считать, что воля покойного выполнена. А пока не вижу другого выхода. Только так.
Наверное, ее не очень удовлетворил такой вариант. Но делать нечего. Она должна была выполнить поручение, и она это сделала.
- Могу пообещать, - говорю на прощание, - что книга в конце концов будет передана в храм и послужит людям. Но что это будет связано с храмом Христа Спасителя, обещать не могу.
- Меня устраивает, - спокойно сказала она.
- Но вы не будете потом себя укорять, что не исполнили завещание мужа?
- Меня это устраивает, потому что уверена, что поступаю правильно.
- Хорошо, - говорю, - оставьте свои координаты.
И она ушла. Долгое время о ней ничего не было слышно.
Лишь однажды увидел на каком-то юбилейном собрании и даже расстроился. Похоже, все развивалось именно так, как я себе представлял. Жила одна, постепенно теряя интерес к жизни. Здоровье стало ухудшаться. Она меньше следила за собой. В полном безразличии и бесцельно проводила свои дни. И возможно, даже тяготилась, что Господь ее, как говорится, позабыл и до сих пор к себе не призывает.
А Библия хранилась в сейфе. Каждый раз, когда на прием приходили специалисты - ученые или музейные работники, - доставал и показывал. Все подтверждали, что держат в руках действительно бесценную вещь. Интересовались, правильно ли мы храним. Советовали подреставрировать книгу. Все это было аккуратно исполнено.
Но что касается героини рассказа, то сюжет, как говорится, завис.