Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду.
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.
Крови излишек — краснеет лицо, а глаза выступают,
Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, а боли
Жажда, язык иссушен, сновидения, полные крови,
Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.
Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный,
Сон пропадает, а часто и рвота — от желчи избытка;
Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,
Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.
В теле, когда переходит границы законные флегма,
Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,
Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.
Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.
Если же в полных телах воцаряется черный осадок,
Жидкою станет моча, пульс же —твердым и темною — кожа.
Чувство тревоги, и страх, и печаль. В сновиденьях кошмары.
Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.
Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.
Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,
Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.
Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.
Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.
- 55 -
Май, и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
Май, сентябрь и апрель — вот месяцы кровопусканий.
Выпустишь кровь в это время — и будет тебе долголетье.
Если изнежен чрезмерно, и слаб, и брезглив твой желудок —
Все это значит: тебе не показано кровопусканье.
Мрачным веселье несет и смиряет разгневанных также
Флеботомия; влюбленным дойти не дает до безумства.
Делай обширный разрез осторожно настолько, чтоб быстро
Пар выходил изобильный и кровь вытекала свободней.
Кровопусканье свершив, шесть часов ты бодрствовать должен,
Чтоб испарения сна повредить не сумели бы телу.
Делай разрез неглубокий, чтоб нерв не затронуть разрезом.
Кровопусканье закончив, к еде приступай не тотчас же.
Пищу молочную всю избегать ты тщательно должен.
Тот, кому пущена кровь, и напитков пускай избегает.
Вредно холодное все для свершившего кровопусканье.
Дух веселится его, если ясен безоблачный воздух.
Всякий полезен покой, а движенья весьма вредоносны.
Кровь выпускают, во-первых, при сильных и острых болезнях.
В возрасте среднем свершай ты обильное кровопусканье;
Больше обычного вдвое — весеннее кровопусканье.
Справа — весною и летом; зимою и осенью — слева
Кровь выпускают. Очисти ты голову, сердце и ногу,
Выпустишь кровь селезенки —различные блага получишь:
Флеботомия очистит и боли изгонит из сердца.
- 56 -
Приложение №4
М.Б. Мирский
ПРИКАЗНАЯ МЕДИЦИНА
В 1767 г. Екатерина II приказала собрать Законодательную комиссию, призванную разработать новые законы Российской империи. В своей деятельности комиссия руководствовалась Наказом самой Екатерины II; учитывались также так называемые депутатские наказы, поступившие из разных городов России. Вскоре в России были проведены крупные реформы в государственном управлении, которые затронули и медицинское дело.
После издания закона об учреждениях для управления губерний /1775/ в стране была создана новая система помощи бедным и нуждающимся, объединившая учреждения общественного призрения и медицинской помощи. Это были специальные государственные учреждения — приказы общественного призрения; они действовали в интересах всех слоев населения, привлекли внимание к делам и призрения, и медицины. В приказах были представители всех сословий; председателем был губернатор, а заседателями — дворяне, купцы, мещане, крестьяне, при необходимости приглашались предводитель дворянства и городской голова.
Приказы общественного призрения, созданные во всех губерниях России, были самостоятельными учреждениями, располагавшими средствами; каждый приказ получил капитал 15 тыс. рублей/, который можно было приумножить путем финансовых операций; были у них и другие источники доходов, например, свои аптеки, хозяйственные заведения и пр.
Впоследствии, правда, в царствование императора Павла I, самостоятельность приказов была ликвидирована — в 1798 – 1799 гг. их передали городским властям.
Приказы общественного призрения, согласно принятому закону, должны были устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, богоугодные заведения, в том числе больницы, аптеки, дома для неизлечимых больных и для сумасшедших.
Особенно важны были больницы; предусматривалось, пользовать и призревать здесь «всякого звания бедных и неимущих безденежно».
- 57 -
В некоторых губерниях круг лечившихся бесплатно был расширен. Так в Петербургской губернии это были низшие канцелярские чиновники и приказные служители, «отставные люди казенного ведомства», жены и дети солдатских и матросских команд, не имевших своих госпиталей, и др. Чиновники, купцы и мещане других губерний, помещичьи крестьяне и служители вносили умеренную плату / 7 р.50 к. в месяц/, хотя число платных больных впоследствии было, к сожалению, значительно расширено.
Предусматривалось, что в каждой больницы должны были быть главный надзиратель /администратор/, доктора, лекари и подлекари, смотрители, а также «сидельники», бабы-сидельницы, повара и другие работники. Высший надзор за больницами приказов общественного призрения был поручен генерал-штаб-доктору гражданской части.
Создание приказов общественного призрения, организация ими специальных медицинских учреждений, прежде всего больниц, ознаменовали новый важный этап в истории отечественной медицины — появление так называемой «приказной медицины»; она просуществовала в России почти 100 лет, а в некоторых регионах страны — еще дольше. Хотя приказы общественного призрения были государственными учреждениями, положенный в основу их деятельности принцип самостоятельности и самодеятельности помогал в решении различных экономических и финансовых проблем; использовали они и благотворительные фонды.
Все это помогало — лучше или хуже — решать проблемы, возникавшие повседневно в больницах и других медицинских учреждениях. Думается, что и для современного здравоохранения эта практика представляет немалый интерес.
В конце XVIII в. и позже «приказная медицина» /при всех ее недостатках, обусловленных бедностью, нехваткой медицинского персонала, низкой культурой и пр./ была все-таки формой государственной медицины и забывать об этом нельзя.
В России во второй половине XVIII века открыты воспитательные дома для детей-подкидышей, созданных по инициативе И.И.Бецкого, поддержанной Екатериной II.
- 58 -
Эти учреждения, несмотря на недостатки в их деятельности, завоевали себе авторитет в российском обществе, стали известны в Европе.
Одновременно с приказами общественного призрения были учреждены должности уездных врачей. Позже в 1797 г. по инициативе главного директора Медицинской коллегии барона А.И.Васильева в каждой губернии России появились врачебные управы (в Петербурге и Москве их заменяли физикаты). На врачебные управы возложили обязанность руководить всем медицинским делом в губерниях; они должны были стать «блюстителем здравия всей губернии по воинской и гражданской части». Действовали эти управы, как органы гос. управления, под наблюдением Медицинской коллегии.
Все эти меры способствовали тому, что даже в отдаленных регионах Российской империи — таких, например, как Сибирь — население начали обеспечивать медицинской помощью, стали появляться медицинские учреждения, росло число врачей. Так были открыты казенные аптеки в Тобольске /1763/, Селенгинске /1765/, Иркутске /1798/. Первым губернским доктором в Тобольске стал Фридрих Баад /1764/; он прожил там 12 лет. Там же служили штаб-лекарь Иван Тибовский, военные врачи Иоганн Тиль, Яков Давас, Петр Поморский, Алексей Анискевич, Вильгельм Рейхерт, Генрих Гермес, Рейнгольд Беренс и др.
В Иркутске в 1798 г. была организована врачебная управа, там начали работать врач Федор Реслейн, оператор Иван Шиллинг, акушер Андрей Поддубный.
В Забайкалье при Нерчинских серебряных заводах действовал госпиталь, здесь работали штаб-лекарь и лекарь; они получили образование за счет заводов в Московской госпитальной школе.
Открыты оспенные дома в Тобольске /1763/ и Иркутске.
Организация «приказной медицины», врачебные управы создали основания для быстрого роста государственной медицины. Возникли, однако, и большие трудности, прежде всего, из-за нехватки врачей. Известно, например, что при разделении России на наместничества и утверждении их штатов /1780/ Медицинская коллегия сообщила императрице, что она не в состоянии определить в наместничества 308 докторов, 308 лекарей и 616 подлекарей, положенных по штатам.
- 59 -
Решено было принимать на русскую службу больше иностранных врачей. Екатерина II поручила ганноверскому лейб-медику Циммерману, с которым вела переписку, приглашать в Россию медиков по контракту. Так были приглашены доктора Уден, Брандау, Елизен, Маркус и др., в т.ч. магистр медицины Эдинбургского университета Яков Виллие, впоследствии видный российский хирург и деятель военной медицины.
Учреждение врачебных управ стало, как это ни странно, причиной еще одного «явления». «При учреждении врачебных управ, — еще в прошлом веке справедливо отмечал Я.А.Чистович, — коллегия /медицинская — М.М./ совершенно упустила из виду ученое значение врачей и назначила членами многих управ штаб-лекарей, подчинив им во многих местах докторов медицины, не искавших окольными путями административного повышения. С этой именно поры появились в медицинском сословии так называемые «деловые люди», в канцелярском значении этого слова, и постепенно стало теряться прежнее значение докторского диплома, а вместе с тем возросло искательство чинов, уравнявших самую глубокую ученость с самым пошлым невежеством».