Все это неудивительно; любой реформе сопутствуют какие-то недостатки. Удивительно другое: «явление», родившееся в российской медицине в конце XVIII века, существует, по-видимому, и сейчас, в конце века XX.
Приложение №5
А.Н. Галлиулин, Е.С. Станкевич
СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ (выдержки)
Помимо крайне скудных письменных источников, дающих нам возможность восстановить знания булгар и жителей Казанского ханства, особо важное значение имеют археологические находки, остатки средневековых сооружений, приборы, посуда и т.п.
Изучение гидротехнических сооружений (водопровода, колодцев), реконструкция жилых и общественных зданий позволяют определить санитарное состояние городов.
- 58 -
- 60 -
Археологический материал, помогает выяснить уровень медицинской культуры Булгарии и Казанского ханства. Мифология и устное народное творчество (пословицы, загадки, легенды, предания, приметы) дают материал для исследования истории науки, так как в них под покровом сказочности, поэтических образов скрыт опыт общения с природой.
Ученые Волжской Булгарии и Казанского ханства характеризовались многогранностью и энциклопедичностью знаний, в том числе и медики. Ученый XII в. Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, получивший образование в восточных странах. Он создал труды по богословию, риторике и фармакологии (в книге «простых лекарствах» он упоминает о сфероконических сосудах из огнеупорной глины). Его произведение «исале» («Трактат») хранится в институте востоковедения АН Респ. Узбекистан.
Булгарский энциклопедист ХП в. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари назвал кади города Булгар Абул-Аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, написавшего ряд религиозно-дидактических, философских и медицинских сочинений, великим ученым, которому нет равных в различных науках. В его работе, посвященной медицине, имеются сведения по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери.
Развивались различные науки — математика, астрономия, химия, медицина, география, история.
Знание химии было необходимо при приготовлении лекарств. Археологические материалы свидетельствуют, что булгары умели добывать и обрабатывать металлы (железо, медь, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, серу).
Для хранения ртути и жидкой амальгамы никеля применялись сфероконические сосуды, изготовленные из огнеупорной глины. В сочинении Абу-л-Фазил Тифлиси (XII в.) «Баун ас санат» («Описание технологии») рассказывается о получении и содержании в таких сосудах различных препаратов и снадобий, в том числе лекарств.
На успехи медицины Волжской Булгарии и Казанского ханства во многом влияли традиционные методы народной медицины и труды восточных ученых, особенно Абу Али ибн Сины (латинизированное — Авиценна.)
- 61 -
Важнейшее сочинение по медицине — «Канон врачебной науки», своего рода медицинская энциклопедия в 5-ти частях, многократно переводившаяся на многие европейские языки, обобщение опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. В «Каноне...» изложены теоретические основы медицины, в частности о так называемых соках (крови, лимфе, желчи); описаны различные типы телосложения, анатомия человека; рассмотрены причины болезней, их симптомы, развито учение о рациональном питании. Ученый выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях лихорадочных инфекционных заболеваний, передающихся посредством воды и воздуха. Описанные им клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон …» оказал громадное влияние на развитие медицины. Книга стала неисчерпаемым источником медицинских знаний, но корни по пулярности Ибн Сины уходят еще в домонгольско-булгарские времена.
Этнографические материалы свидетельствуют о том, что задолго до IX в. в булгарских городах и селах апасу, баксы, бахши, табибы, шаманы — служители культов языческой религии — занимались врачеванием. У русов, проживавших на территории Булгарии, лекарями были жрецы, кудесники.
Врачевали разные «специалисты»: повивальные бабки, резаки, трепанаторы, костоправы, зубодеры, бандажисты, банщики, массажисты, рожечники, кровопускатели, раноприжигатели, травники, корнекопалыцики, зелейщики, в их практике было много рационального.
Народные лекари домонгольской Булгарии знали лечебные свойства многих растений, минералов, пчелиного меда и т.д.
С древних времен для лечебных целей использовались различные травы. Не случайно составитель словаря тюркских наречий Кошгари Махмуд в «Двану лугатит тюрк» дал слову от два значения — трава и лекарство, а слову отачи (лекарь) — травник. Дунайские болгары до сих пор называют лекарственную траву билка, а народных врачевателей — билери.
Еще в домонгольский период были известны целебные свойства парной бани.
- 62 -
Булгаро-татарские легенды повествуют о том, как трое иранских врачей при лечении парализованной дочери булгарского царя Тунбике с успехом применяли парную баню и массаж.
Посетивший в 1135 г. Биляр мавританский путешественник Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнати сообщил, что местное население использует пчелиный мед при лечении простудных заболеваний. Камни из почек и мочевого пузыря удаляли с помощью кусочков вяленого мяса клеста, птицы семейства снегиревых, обитающей в сосновых и еловых лесах. Тело клеста, питающегося в основном семенами хвойных деревьев, до такой степени пропитывается смолой, что после смерти долго не подвергается гниению.
При изготовлении лечебных препаратов использовали «бобровую струю», получаемую из мускусной железы самца речного бобра. Это снадобье пользовалось большим спросом в Средней Азии. Мускус — сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами ондатры, кабарги и некоторых др.
В качестве лекарственного средства применялись белемниты, вымершие морские моллюски класса головоногих, родственные современным сепиям и кальмарам. Окаменевшие останки задней части внутренней раковины, известные под названием «чертов палец» часто встречаются на юге Республики Татарстан в отложениях меловой системы мезозойской эры.
С окаменелостей соскабливали остатки перламутра, размельчали в порошок, разводили дождевой водой и принимали внутрь. Сухой порошок использовали для присыпания ран.
Белемниты довольно часто встречаются в погребениях и на поселениях (Биляр, Булгар и др.), нередко со следами использования (следы скобления).
При лечении кожных заболеваний и тяжелых ран с давних времен врачи Афганистана, Северной Индии и Иране использовали мазь «чирме» и «булсхар» («булгарская кожа»). Мазь готовили на основе золы, получаемой при сжигании старой кожи. Зольный порошок смешивался с костным мозгом свежезаколотого животного.
В лечебных целях применялся красный порошок (растворимый красный камень), в татарских диалектах — кызыл сыр или красный стрептоцид, при лечении воспалительных заболеваний.
- 63 -
С середины X в. в булгарском обществе становится заметной тяга к научной медицине.
Булгарская знать приглашала врачей из Средней Азии, Ирана, Аравии, пользовалась лекарствами, изготовленными в этих странах. Еще до появления в Булгарии багдадского посольства царь Алмыш в письме халифу просил прислать ему лекарство.
Абу Хамид аль-Андалуси в пересказе книги булгарского историка X—XI вв. Йакуба ибн Нугман аль-Булгари сообщал о том, что булгарского царя и его жену излечил от тяжелой болезни врач, приехавший из Бухары. Царю и его жене не помогли ни местные врачи, ни булгарские лекарства.
Медицина в X—XI вв. из народной постепенно превращается в профессиональную, научную. Медицинские знания булгар достигли определенного уровня, появились люди, основным занятием которых стало лечение больных, а также поиски путей лечения заболеваний и систематизация научных медицинских знаний.
Развитию медицины способствовали принятие булгарами ислама и переход письменности на арабскую графику. Это открыло доступ к трудам восточных медиков, воспитавших не одно поколение врачевателей-булгар.
О профессионализме врачевателей Булгарии говорится в знаменитой поэме Кул Гали «Кысса-и Йусуф».
Уже в то время в Булгарии существовали лечебницы, например, Шифаханэдэ.
Одним из основных способов постановки диагноза было прощупывание пульса больного.
Прощупыванию пульса восточная медицина придавала исключительное значение. Об этой методике были написаны специальные медицинские трактаты. У мусульман большой популярностью пользовалась «Китабы набз» («Книга о пульсе»). Тибетская медицина насчитывает более 70 разновидностей пульса.
В поэме упоминается и медицинский инструмент для вскрытия вен, предок современного ланцета.
Универсальным средством лечения еще со средневековья было кровопускание. Кровь пускали из вены левой руки. Вены вскрывали небольшими ножами (пэке) с двусторонним лезвием.
- 64-
Кропусканием занимались цирюльники, поэтому в русском переводе вместо врач (табиб) или лекарь стоит цирюльник.
Цирюльник — парикмахер, владеющий приемами врачевания.
Маленькие ножички-ланцеты с двусторонними лезвиями встречаются и в билярской коллекции. Кроме того, во врачебной практике использовались пинцеты. В Танкеевском могильнике найдены флакончики-тюбики из тонкого листового серебра: один из них — с деревянной пробкой, рядом с ним лежал бронзовый пинцет с расширяющимися концами.