Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к практическим занятиям Казань, 2005 (стр. 12 из 26)

В лечебно-гигиенических целях булгары пользовались банями, в том числе общественными. О наличии трех таких бань в столице Булгарии городе Биляр писал Абу Ха-мид аль-Гарнати. Во время архитектурных раскопок, про­водимых в Великих Булгарах, найдены фундаменты пяти бань, разрушенных во время монгольского нашествия; в золотоордынское время была восстановлена только одна. Эта баня, названная по цвету стен Красной палатой, — характерный тип древних восточных бань.

Главным помещением была моечная. В центре зала и в середине каждой из трех стен – четырех ветвей креста — находились каменные водоемы. Четыре раздевальни с каменными скамьями по периметру стен располагались между перпендикулярными друг другу отделениями моечной.

К комплексу помещений, перекрытых сводами, примыкали служебные помещения с цистернами для холодной воды, медным котлом для горячей, топкой и т.д.

Стены снаружи и внутри были покрыты штукатуркой, полы выстланы хорошо подогнанными плитами с желоб­ками для отвода воды в канализационные трубы, распо­ложенные под плитами, под водонепроницаемым полом располагались каналы отопительной системы. Горячая и холодная вода подавалась в каменные чаши водоемов по керамическим трубам, вмурованным в стены. Бани выполняли также роль своеобразных клубов: здесь отдыхали, играли в шашки и шахматы. При раскопках бань были найдены шашки, шахматные фигуры, фрагменты чаш, ваз, чайников, осколки дорогой китайской, хорезм­ской, персидской и кавказской посуды.

- 65 -

Дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых медиках представляют большой интерес. Их труды были популярны на Востоке. Уже в конце XI в. арабский врач Серапион младший (по прозвищу ибн Сераби), написавший в начале XII в. «Учение о лекарственных веществах», упоминал в своих работах о булгарских врачах. О них писал и известный арабский ученый Ибн аль Бейтар Дхия Ходжа Хальфа в «Энциклопедическом лексиконе» описал врача, ученого, уроженца Булгарии Бурхан ад-дина Ибрагима Ибн Йусуф аль-Булгари.

К XI в. столица Булгарии город Биляр (на реке Чсремшан) насчитывала около 150 тысяч жителей, В городе практиковали профессиональные врачи, которые пользо­вались у жителей и даже царя большим уважением. Ах­мед ибн Фадлан писал в путевых заметках, что «сть ере-дк них врачи, имеющие такое влияние на царя, как будто они начальники ему»

Абу Хам ид аль Андалуси, посетив в 1135 г. город Биляр, записал одно народное предание, повествующее о том, что город был назван в честь «благочестивого целителя» и сподвижника Махмуда Боляра, исцелившего жену булгарского царя. Разные варианты этой легенды дошли до наших дней.

Большой интерес представляют сообщения о двух булгарскйх ученых медиках, труды которых были популярны на Востоке.

Это братья: старший Гадж ад-дин ибн Йунус аль-Булгари и младший Хасан ибн Йунус аль-Булгари.

Старший, врач-фармаколог, учился и жил в Мосуле (Ирак). Его труды по фармакологии: «Ат-тирйакъ ал-кабир» («Лучшее лекарство от отравления») и «Филадвий-этелмафридст» («Возможности лекарственных трав»). Младший брат по просьбе известного врача того Бремени Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана переписал трактат «Лучшее лекарство от отравления». Копия трактата хра­нится в библиотеке Меджлиса в Иране. Сочинение о про­тивоядиях написано обстоятельно, его высоко оценили, но только булгарские врачи.

В мусульманском мире пользовался популярностью медицинский трактат по фармакологии «О простых лекарствах» Бурхан ад-дина Ибрагима ибн Йусуфа аль-Булгари.

- 66 -

В Булгарии, Средней Азии и на Востоке был известен врачеватель Ходжи Булгари из Газни. О нем ходили легенды. Персидский поэт мистической школы Суфи Хаким Санаи (Абу-л-Мадждуд ибн Адам Санаи, 1070—ок. 1140 г.) взял Ходжи Булгари под свое покровительство и усыновил его. Ходжа Булгари умер в 39-летнем возрасте, Хаким Санаи похоронил его, поставил надгробие. Хаким Санаи воспел Ходжу Булгари в своих стихах.

Ходжу Булгари похоронили в поселке Рауда, в 5 км от центра города Газни, рядом с развалинами султанского дворца. Здесь находится источник минеральной воды Ходжи Булгари, построены купальни и гостиница. В 1971 г. у источника был воздвигнут мавзолей из белого мрамора.

Многочисленные сведения позволяют отождествить Ходжу Булгари с Ходжой Ахметом аль-Булгари, шейхом, ученым богословом, знатоком канонов шариата, сторонником суннитского толка ислама, учителем султана Мах­муда I Газневи.

Ходжа Ахмед, аль-Булгари — автор книг по риторике, богословию, фармакологии, наиболее известны «Эл-жа-миг» («Всеобъемлющий»), «Фэванд ал-жаваhир» («Полезные сущности»), «Тарикан Быргырия» («Булгарский путь») и др. В городе Газни работал еще один «пришелец с Волжской Булгарии» — народный врачеватель Ходжа Абу Ба-кер Балхи бин Булгари.

По свидетельству афганского ис­торика Устад Галам Джалани, он был религиозным, старался искать истину, был справедлив и выдержан. Умер в 964 г., похоронен в городе Газни на кладбище Сардарат-лиз.

В 3 км от города Биляр, на горе Балынгуз в древности был захоронен Ходжа Аскар, по поверью тво­ривший чудеса при лечении больных.

Согласно народным преданиям и записям булгарского ученого, жителя города Биляр Шераф ад-дина Хусама ад дина Булгари, два врачевателя — Ходжа Шаам и Ходжа Шебели — получили образование, в Багдаде. Вернувшись в Булгарию, они успешно лечили больных минеральной водой, вытекающей из источника. После их смерти ис­точник стал местом паломничества. До сих пор к нему приезжают (за «шифалы су») татары, чуваши, башкиры.

- 67 -

Исследователи Булгарского городища (историки И. Березин, Ф. Эрдман, П. Кафтанников и др.) считают, что возле малого минарета в городе Булгар располагалось кладбище. Сюда приходили на поклонение, чтобы «испросить исцеления от разных болезней и недугов». На одном мо­гильном камне высечены следующие слова: «Хайбемли Мухамед Дженский почтенный, великодушный, воспитатель ученых, брат бедных и сирот, помощник слабых». Вероятнее всего, человек этот был врачом, создателем приюта для престарелых.

Приложение №6

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ

Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем правил князь Петр. И вот случилось так, что дьявол вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя Павла. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.

Когда змий опять прилетел к жене, она спросила:

- Ты знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?

И ненароком он открыл ей свою тайну:

- Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.

Князь Петр начал думать, как бы убить его.

И взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия и ударил его мечом.

Змий пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.

Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти, себя туда, сам же он не мог сидеть на коне от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей. Юноша, слуга его, заехал в село Ласково, вошел в дом и увидел: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.

Юноша спросил:

- Где хозяин этого дома?

Она же в ответ:

- 68 -

- Отец, мать и брат ушли. Отец мой и мать пошли на похороны. Отец мой и брат – древолазы, в лесу они собирают с деревьев дикий мед. Брат же мой нынче пошел на свое дело, полез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с высоты.

Сказал ей юноша:

- Вижу,что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.

- Меня зовут Феврония.

- А я слуга муромского князя Петра. Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого убил своею рукою. У себя он не нашел, кто бы излечил его. Потому велел привести себя сюда, слышал, что здесь много врачей. Мы не знаем, где они живут, и ищем их здесь.

- Приведи князя сюда. Если не высокомерен, будет здоров.

Юноша возвратился к своему князю и поведал ему, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить.

Девица же бег обиняков ответила:

- Я – врач, даров не надо: буду его супругой, мне и лечить.

Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав а «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:

- Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены. Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

- Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит. И будет здоров.

Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп оставил он не помазанным.

Вышел он из бани, а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Поехал князь Петр в город Муром, и был совсем здоров. Но от не помазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами. Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Со стыдом прося излечить его.

- 69 -

Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:

- Если будет мне супругом, будет исцелен.

Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как раньше. Князь вскоре выздоровел и взял ее в жены. Так Феврония стала княгинею.

Приложение №7

М.В. Ломоносов

О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА