Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к практическим занятиям Казань, 2005 (стр. 16 из 26)

Так, кровь отбрасывается в желудочки сокращением предсердий, как я это показал, и оттуда она отталкивается и выбрасывается в тело сокращением желу­дочков.

Предсердия пульсируют и, сокра­щаясь, отбрасывают кровь в желудочки. Предсердия являются первым двигателем, в особенности правое, которое первым оживает и последним умирает, а также потому, что они отбрасывают кровь в нижерасположенный желудочек, чтобы тот, в свою очередь, мог с большей силой выбросить кровь, которую он получит.

Приложение №9

М. Я. Мудров (1776-1831)

СЛОВО О СПОСОБЕ УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ МЕДИЦИНЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОМУ ВРАЧЕБНОМУ ИСКУССТВУ ПРИ ПОСТЕЛЯХ БОЛЬНЫХ (1820 г.)

Я, желая споспешествовать, чтобы новый Клинический институт принес вам и Отечеству возможную пользу, по долгу знания моего, предприемлю изложить обязанности ваши здесь при постелях больных и преподать прочные правила, служащие основанием деятельному врачебному искусству, дабы вы, вступив в службу, и в мужестве, и в старости следовали наставлениям, кои опытность многих лет приносит вам в дар. Ибо поздно для вас наступит то златое время, когда вы будете руководствоваться уже собственным суждением практическим. которое приобретается опытностью и наблюдением.

- 85 -

Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших

Наша наука так обширна, говорит Гиппо­крат, что целая жизнь для нее недостаточна.

Я должен бы, любезные юноши, сие врачебное уче­ние начать с врачевания вас самих, т. е. с лечения ва­шей наружности в чистоплотности, в опрятности одеж­ды, в порядке жилища, в благоприличии вида, телодви­жения, взглядов, слов, действий и пр., потом перейти к врачеванию душевных свойств наших.

Начав с любви к ближнему, я должен внушить вам все прочее, проистекающее из врачебной до­бродетели, а именно, услужливость, готовность к помо­щи по всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающая к себе, милосердие; бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непо­слушанию; вежливую важность с высшими: разговор только о нужном н полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного.

Веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болез­ни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках.

Необходимо обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доб­рого совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие, словом: мудрость. Медицину должно соединять с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен богу.

Врачебный разум один, наука одна, но врачевание многоразлично, и потому-то одни врачи превышают в искусстве других. Благородные и простолюдины, бедные и богатые, ученые и невежды, городские жители и поселяне, все просят здравия и просят помощи нашей.

В больницах, где всегда соблюдаются хозяйственная бережливость, простота и единообразие, где вместо дорогих лекарств употребляются заменяющие их дешевые лекарства, она называется госпитальною.

- 86 -

В богатых и знатных домах, где соблюдаются изящность и выбор аптекарских и всяких пособий, она именуется городскою практикою, а в хижинах бедных и недостаточных люден, где употребляются домашние и самые дешевые лекарства, она называется медициною бедных. Итак, вы видите, что врачебный разум один, а средства врачебные должны быть различны.

…Вы будете бедные врачи, если будете знать одну только медицину богатых. В опочивальню вельможи нет другого пути врачу, как через людские избы и через хижины бедных. Итак, воздвигая нищих от гноища; обязуя сокрушенных и взыскуя погибающих, вы соделаете имя свое известным и воссядете с вельможами. Научитесь же, прежде всего, лечить нищих, вытвердите фармакопею бедных, воору­житесь против их болезней домашними снадобьями.

Первая обязанность врачей состоит в том, что б найти сходство одних болезней и отличить от других, требующих иного лечения. А как познать болезнь, как определить оную по ее натуре, как назвать ее по виду, как назначить ее попри­ще, как измерить ее силу, как предсказать исход ее, как лечить ее, коренным образом либо только укрощать ее порывы, как описывать ее ход?

Все сие предварительно при постелях больных показуется в учебной больнице, которая имеет больных всякого состояния и которая служит преддверием для будущих госпиталей ваших.

Когда же болезнь превозмогает натуру и искусство, тогда показуется место и причина болезни, и разрушение органов. Таковое деятельное учение составляет наш предмет, цель клинических институтов, школу усовершенствова­ния и пример к подражанию учащихся. Сие деятельное учение над больными требует ваших трудов, напряжен­ного внимания и всенощных бдений! Ибо здесь полагается начало к городской,и деревенской практике, к военной медицине и хирургии на суше и на водах, к медицине бедных, ученых, ремесленников и к вспоможению беременным, родильницам и их младенцам.

Язык твой обуздай на глаголы неподобные.

Обоняние твое да будет чувствительно не к масти благовонной для влас твоих, ни к ароматам, из одежды твоей испаряемым, кои все противны больным, но к запертому и зловонному воздуху.

- 87 -

Руки должны быть чисты и обмыты всячески, т. е. наружно и нравственно, всегда готовы подать помощь каждому, принимать воздаяния от богатых, сжаты ко мздовоздаянню бедных. Ибо будут иметь награду от того, который ценит и чашу студеную воды. Осязание твое должно быть тонкое и зрячее; прикосновением перстов твоих познай волнение крови, обременение мозга, слабость чувственных жил, озноб, жар, пот, стояние гноя и воды и пр.

Такое усовершенствование наружных чувств приобретается не профессорским учением, но собственным упражнением учащихся при постелях больных и сохраняется райскою добродетелью—воздержанием. Сими чувствами делаются все наблюдения над больным и вне больного; а наблюдения суть подпоры для опытности. Коею, яко многоценным бисером, украшается суждение практическое — венец врача.

Суждение практическое есть суждение о болезни, почерпнутое чувствами из наблюдений, руководствуемое наукой.

Оно постигает вещи сокровенные от глаза и от прочих чувств, предрекает исход болезни, не боится возмущения природы, когда все окружающее трепещет от ее порывов.

Дабы приобрести таковое суждение практическое и сохранить сие богатство, должно иметь внимание, устремленное на болезнь и боль­ного без поспешности, должно сообразить все явления, большие и малые, должно не только записывать их, но написать в своем месте, в связи, в порядке; надобно оставить предрассудки юности, по учению Гиппократа, или по руководству натуры: облекись терпением и повторении тех же исследований; благоразумно отличать посторонние яв­ления от существенных, не все принимать за причину, когда случится перемена после вещи обыкновенной; не редких явлений, не новых лекарств искать, но искать точности и пользоваться старыми пособиями, получен­ными преданием из рук ваших опытных учителей.

Лечебники учит лечить каждую болезнь но ее только имени, что умозрительная о болезнях наука патология учит понимать причины болезни, что опытная врачебная наука терапия учит основательному лечению самой болезни, врачебное искусство, практика или клиника, учит лечить самого больного.

- 88 -

По теории и по книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в больницах много больных умирает. Книжное лечение болезней легко, а деятельное лечение больных трудно. Иное наука, иное искусство; иное знать, иное уметь.

Итак, в сердца примите важный совет учителя нашего, который не имеет других упражнении, кроме врачевания и учения. Я намерен сообщить вам новую истину, которой многие не поверят и которую, может быть, немногие из вас постигнут.

Врачевание не состоит в лечении болезни, в лечении причин. Врачевание состоит и лечении самого больного. Вот вам вся цель сего Клинического института!

Не должно лечить болезни по одному только имени; не должно лечить и самой болезни, для которой названия не находим; не должно лечить и причин болезни, которые ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны, а должно лечить самого больного, его со­став, его органы, его силы.

Что не должно лечить болезни по ее имени; истина сия давно и везде известна. Больные весьма часто называют свои болезни ложными именами, либо легкими, либо страшными.

Врач не должен верить их наименованиям, но сам прежде исследовать болезнь во всех ее припадках; тогда дает ее классическое имя.

Врачевание не состоит в лечении самой болезни. Ибо одна и та же болезнь часто показывается в людях противных сложений, и сии больные врачуются противоположными средствами. Одна и та же болезнь, является под разными видами, в разных частях тела, каждая часть требует особого врачевания, а части тела не суть части болезни; каждый больной, по различию сложения своего, требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же.

Возвратимся к началу врачебного искусства. Гиппократ лечил боль­ных, но он не определял и не называл болезней так, как на­ша школьная гордость учит ныне их называть.

Не причины болезни должно лечить. Так в болезнях надо с корня начать лечение, т. е. с причин, тогда и ветви ее или припадки болезни сами собой иссохнут и пропадут. Например, камень в пузыре: надобно его вынуть, и болезнь кончилась.