Смекни!
smekni.com

Методика создания электронных учебных материалов Методические рекомендации г. Владивосток 2007 г. Содержание (стр. 2 из 7)

Отличие теории от модели состоит в том, что в теории даётся общее объяснение наблюдениям и объясняется поведение, а модель представляет собой мысленное представление (мысленную картину) того, что нельзя увидеть или испытать в реальных условиях.

Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помочь ученику учиться и развиваться.

Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.

Американский педагог Рейгелут выделяет следующие черты педагогического дизайна:

- ориентация/направление дизайна,

- определение методов обучения и учебных ситуаций,

- педагогические методы, которые можно разложить на приемы и отдельные методики.

Теории дизайна помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Видение (каким образом обучаемые изменятся (результатов) и как способствовать этим изменениям (средств).

Возможности теории дизайна на трех уровнях:

- осуществление обучения в различных ситуациях – методы;

- обеспечение множества доступных методов обучения - инструменты обучения;

- обеспечение возможности создания качественных инструментов обучения - системы.

Общие характеристики моделей педагогического дизайна:

- Определение и анализ целей обучения,

- Планирование и проектирование способов достижения целей обучения,

- Осуществление запланированных действий,

- Оценка и пересмотр целей, стратегий, и т.д.

Модель педагогического дизайна АДРВО

Существует много моделей, понять их использование можно на ADDIE, типичной модели педагогического дизайна. Русскоязычный аналог модели ADDIE - АДРВО (рисунок 1).

Analysis - среды обучения, обучаемых и задач обучения

Design - составление плана разработки педагогической деятельности

Development - разработка педагогической деятельности

Implementation - внедрение проекта

Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.

На рисунке 1 представлена модель АДРВО.

Рисунок 1. Модель педагогического дизайна АДРВО

Анализ

Не всегда можно сделать полный анализ обучаемых, но даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помогающие в выборе педагогических стратегий.

Общая характеристика обучаемых: очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета, и т.д.) Для сбора таких данных можно использовать простую анкету.

Начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности, уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т.д.) Можно протестировать или представить удостоверяющие документы.

Стили обучения. Существует много диагностических тестов, выявляющих профиль обучаемых и предлагающих соответствующие методы изучения. Некоторые даже предлагают план действий для лучшего достижения сбалансированного подхода к обучению.

Дизайн и разработка

Четко сформулированные цели обучения являются стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы. Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику. Стадия разработки - это подготовка ресурсов и создания механизмов для внедрения.

Внедрение

Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.

Оценка - этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения.

И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.

Для оптимизации процесса АДРВО необходимо постоянно повторять стадии процесса. Часто целесообразно сокращать стадии, но это следует делать только после анализа потребностей учащихся. Процессы АДРВО важны при разработке дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты имеют мало личных контактов, или не имеют их совсем.

Польза моделей педагогического дизайна

Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы.

Вопросы для самоконтроля

Какие стадии педагогического дизайна выделяются в модели АДРВО?

В каком случае рекомендуется сокращать стадии модели АДРВО?

Часть 2. Требования к ЭМ (электронным материалам)

С появлением ЭМ педагоги получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внимание обучаемых, но все же, во многих электронных образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.

Общие рекомендации

Разработчикам ЭУМ:

- размещать информацию на экране следует в соответствии с требованиями оптимальности восприятия;

- визуальную информацию следует перемежать аудиоинформацией;

- темп работы следует варьировать;

- следует варьировать яркость цвета и/или громкость звука;

- следует варьировать уровень сложности материала.

Соотношение цветов в цветовой палитре ЭУМ может формировать определенный психологический настрой во время работы с учебным материалом. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, - к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.

Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Рекомендуется выбирать значения цветов в соответствии с психологической реакцией человека, например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д. Смысловое противопоставление можно реализовать, применяя контрастные цвета для объектов или данных (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный).

Для оптимизации процесса восприятия информации на экране компьютера разработчикам ЭУМ рекомендуется использование логических ударений.

Наиболее часто используемые приемы для создания логических ударений:

- изображение главного объекта более ярким цветом;

- изменение размера, яркости, расположения;

- выделение проблесковым свечением.

Возможности ЭУМ (электронных учебных материалов)

Динамику внедрения ИКТ в процесс обучения можно охарактеризовать следующими этапами:

1 этап Появление отдельных программно-педагогических средств (ППС) для фрагментарного использования на занятиях.

2 этап Интенсивное использование программ, систематизация и оценка ППС.

3 этап Широкое использование компьютеров при изучении отдельных тем различных предметных областей, появление ЭУМ.

4 этап пересмотр содержания и методов обучения. Именно на 4 этапе выделились функции компьютера и ЭУМ. На рисунке 2 представлены возможности ЭУМ на рисунке.

Рисунок 2. Возможности ЭУМ

Требования к представлению ЭУМ

На современном этапе в системе образования происходит резкая переориентация оценки результатов профессионального образования с понятий «подготовленность», «образованность», «профессиональная культура» на понятие «компетентность», а формируемый на этой основе «компетентностный подход» фиксируется в качестве нового подхода в образовании. Использование ЭУМ в образовательном процессе позволяет эффективнее решать задачи, стоящие перед педагогом. Познакомимся с требованиями к содержательной части ЭУМ