В тексте не допускается оставление зачеркнутых, исправленных или неверно написанных слов, выражений и терминов. В тексте не допускается сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации (др. – другие, т.е. - то есть, гг. – годы, т.п. – тому подобное), а также соответствующих государственным стандартам. Нельзя создавать вставки и дополнения в содержание основного текста, помещенные на отдельных страницах, нельзя делать пометки на оборотной стороне листа, переносить целые абзацы текста в другие места с пометкой: «продолжение на с. …».
Образец титульного листа дан в Приложении 1.
Текст контрольной работы разбивается на главы. Главы имеют сквозную порядковую нумерацию и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце, например: 1.; 2. и т.д. Введение, заключение и Приложения не нумеруются.
Главы могут быть разбиты на параграфы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце в пределах раздела, например, 1.3.
Главы и параграфы имеют заголовки, в которых не указывается слово «Глава» и «Параграф», только цифровое обозначение.
Заголовки пишутся прописными (заглавными), параграфов – строчными буквами, первая буква – прописная. Номер соответствующей главы или параграфа ставят в начале заголовка. Нельзя ставить в конце заголовка точку, переносить и подчеркивать текст. Расстояние между заголовком главы и заголовком параграфа, а также между заголовком параграфа и текстом – полтора интервала
Новую главу необходимо начинать с новой страницы, а очередной параграф – там, где заканчивается предыдущий подраздел при условии, что после заголовка параграфа на странице буде нем менее двух строк текста.
Не допускается ставить в начале главы или параграфа, а также в окончание текста таблицы, рисунки, формулы или цифры.
Нумерация страниц проставляется в центре внизу страницы.
Номер страницы ставится в центре внизу листа. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится.
Номера страниц проставляются в содержании напротив указанных глав и параграфов, введение, заключения и приложений
Контрольная работа пишется от третьего лица единственного числа (например, «…автор считает, что…») или от первого лица множественного числа (например, «По-нашему мнению,…»). Стиль написания работы – повествовательный, вопросы в работе не задаются.
Основные требования к стилю и качеству текста:
а) Логичность изложения. Работа должна быть логичной, последовательной. Все главы и параграфы должны быть взаимоувязаны.
При необходимости следует указывать на причинно-следственные связи между разделами работы;
б) Краткость изложения. Контрольная работа будет проверяться специалистом, поэтому не нужно давать разъяснения по поводу элементарных понятий, не нужны пространные литературные реминисценции, не нужно давать определения всем терминам и понятиям;
в) Четкость изложения. Не допускаются пространные высказывания, недоказанные или недоказуемые суждения;
г) Необходимо максимальное использование специальной терминологии, изученной на лекциях и в специальной литературе, общеупотребительной в данной сфере.
д) В работе обязательны цитаты и ссылки на источники. Не допускаются длинные цитаты, слишком частое их использование. Рекомендуемое число цитат – в среднем одна на две страницы текста. Все числовые и статистические данные должны сопровождаться ссылками на источники.
е) необходимо соблюдать все правила пунктуации, в том числе и при изложении расчетов.
Оформление таблиц.
В таблицах группируется цифровой материал. Таблицы размещают сразу же после упоминания их в тексте. Текст или цифры в таблице размещаются так, чтобы таблицу не нужно было поворачивать.
Если таблица не умещается на странице. То ее можно переносить на другую страницу в автоматическом режиме (с помощью компьютера).
Все таблицы должны иметь свои заголовки. Над заголовком таблицы в правой стороне листа помещают надпись «Таблица» с указанием арабскими цифрами ее номера. Нумерация таблиц сквозная в пределах работы.
Цифры в графах таблиц проставляются вертикально, то есть разряды чисел во всей графе должны быть расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в знаках ставится знак тире.
Строки таблиц должны иметь порядковую нумерацию.
Каждая таблица должна сопровождаться комментарием.
Иллюстрации
Схемы, графики, рисунки, диаграммы, фотографии обозначаются словом «Рис.». Указанное обозначение располагается под иллюстративным материалом и имеет сквозную нумерацию, располагаясь параллельно тексту.
На иллюстрации, взятые из источников должны быть ссылки.
Сноски и ссылки.
В контрольной работе обязательны сноски и ссылки на используемые источники. Сноски располагаются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все строчки и подстрочные пояснения печатаются через один интервал 10-м размером шрифта без отступа.
Под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название источника, из которого взята цитата. Сноска оформляется так:
1 Либерман О.А. Культурология. - М.: Моше кацав, 2005. – С. 119.
При цитате на одной и той же странице одной и той же книги, во второй сноске не следует повторять все данные, а просто писать:
2 Там же. – С. 120.
Если одна и та же книга цитируется на других страницах во второй и третий раз, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.». Например:
1Либерман О.А. Указ. соч. – С. 122.
Ссылки на литературные источники в тексте следует делать по вышеприведенной схеме только без проставления страниц.
Список использованных источников
Список использованных источников включает в себя нормативно-правовые акты, учебники, статьи, монографии, интернет-сайты.
Источники проставляются следующим образом:
Нормативные акты (законы, постановления, указы);
Основная литература (учебники, статьи, монографии);
Интернет-сайты.
Оформление источников в список производится в таком порядке:
Приложение нумеруются по порядку.
В тексте обязательны сноски на приложения.
Темы контрольных работ для студентов заочного отделения:
1. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли.
2. «Золотой век русской культуры»
3. «Игра в бисер» Г.Гессе и проблемы искусства ХХ века
4. «Серебряный век» русской культуры.
5. Античность как тип культуры.
6. Антропология культуры как научная отрасль знания
7. Быт и нравы Московской Руси XV-XVII вв.
8. Великие зодчие Санкт-Петербурга.
9. Влияние идей О.Шпенглера на развитие культурологии
10. Возвышение Москвы и экстенсивный характер развития русской культуры.
11. Диалогическая концепция культуры (наследие М.М.Бахтина и Ю.М.Лотмана).
12. Древнерусская культура
13. Значение реформ Петра I в российской культуре.
14. Идеалы Просвещения.
15. Идеи народничества в русской художественной культуре
16. Искусство Древнего Китая.
17. Искусство и миф в прошлом и настоящем
18. Искусство как «зеркало» культуры.
19. Историко-культурный путь буддизма.
20. Контркультурные тенденции в современном сознании
21. Крещение Руси и его влияние на культуру.
22. Культура и личность
23. Культура и цивилизация
24. Культура Индии
25. Культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности.
26. Культура Китая
27. Культура мусульманских стран
28. Культура общения
29. Культура Японии
30. Культурное многообразие и проблемы типологии культур.
31. Культурные достижения Нового времени: достоинства и недостатки.
32. Логика «диалога культур».
33. Локальные культуры
34. Массовая и элитарная культура.
35. Метаморфозы «русской идеи».
36. Мифология и религия Античности.
37. Мифология и религия Древнего Египта.
38. Модернизм и его место в культуре ХХ века
39. Наука о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.
40. Национальные различия в культуре.
41. Нравственные ценности Христианства и их влияние на развитие культуры
42. Образ Петербурга в отечественной культуре.
43. Образ художника в искусстве
44. Общество и культура. Проблема множественности культур в контексте XX века.
45. Основные признаки фольклора
46. Основные черты культуры Просвещения в России.
47. Особенности Византийской культуры.
48. Особенности культуры итальянского Возрождения
49. Особенности мифологического сознания от мифа к логосу.
50. Особенности петербургской культуры.
51. Особенности поздней (Римской) Античности.
52. Особенности средневековой картины мира.
53. Особенности японской культуры.
54. Первобытная культура
55. Политическая культура
56. Понимание культуры в немецкой классической философии.
57. Понимание личности в философии Возрождения.
58. Понятия «культура» и «цивилизация» в истории философского понятия культуры.
59. Постмодернизм в культурологическом осмыслении.
60. Православная культура.
61. Принципы семиотического анализа культуры.
62. Природа искусства, многообразие видов искусства.
63. Просветительская концепция культуры и цивилизации.
64. Реформация: становление нового образа мира.
65. Роль античной культуры в истории Европы.
66. Роль и место культурологии в системе гуманитарного знания