Список литературы
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
3. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности – Ярославль.: Академия развития, 2007. – 144с.
4. Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2010.- 160с.
5. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6
6. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
7. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
8. Скрипюк И.И. 111 баек для трененров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
10. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.
11. Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.
12. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.
13. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: 2004. – 240с.
Приложение
Приложение 1
Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде
Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности является его диагностическое сопровождение.
Технология диагностирования предусматривает выполнение следующих требований:
- Системность, т.е. учет логики процессов формирования толерантности в частности и личности в целом, взаимосвязи всех структурных компонентов данных вопросов;
- Доступность, т.е. возможность ее использования педагогами любого образовательного учреждения;
- Надежность, т.е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы;
- Информативность, т.е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;
- Экономичность, т.е. использование минимума времени и усилий для получения оптимального результата;
- Наглядность, т.е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д.
Учитывая специфику содержания и сложность определения критериев эффективности данного процесса, для определения уровня сформированности толерантной личности необходимо применять комплекс различных методов как психологической и педагогической диагностики в целом, так и этнопсихологической [6].
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы [6].
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.