Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 17 из 30)

Упражнение «Войди в роль беженца»

Цель: развитие у старшеклассников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты, переселенцы и беженцы в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5-7 минут).

Рефлексия занятия:

  • Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
  • Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Занятие 10. ГРАНИНЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Цели:

  • помочь понять и почувствовать границы толерантного поведения;
  • найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае;
  • развивать способность к критическому анализу, самостоятельность мышления (в противовес конформности);
  • развивать социальное восприятие [3].

Разминка.

Упражнение «Печатная машинка»

Упражнение «Успей вставить слово»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия.

Участники игры бросают друг другу мяч. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу — выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому участнику, и т. д. Игра ведется в быстром темпе.

Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»

Цели:

  • ознакомление подростков с Всеобщей декларацией прав человека;
  • обсуждение вопросов, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства;
  • осознание личной ответственности каждого человека за соблюдение прав всего человечества;
  • понимание того факта, что нарушение прав человека является одной из форм нетерпимости.

Процедура проведения. Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:

· Какие права человека чаще всего нарушаются?

· Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?

· Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?

· Какие права человека нарушаются в случае этнических конфликтов?

· Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?

· Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?

Упражнение «Кодекс толерантности»

Целы создание «Кодекса толерантности».

Процедура проведения. Ведущий предлагает участни­кам группы на основе Всеобщей декларации прав человека создать «Кодекс толерантности».

Упражнение «Суд присяжных»

Цель: принятие решений на основе «Кодекса толе­рантности».

Рефлексия занятия.

Занятие 11. ЗАВЕРШЕНИЕ

Цели:

  • совместное обсуждение результатов тренинга;
  • получение обратной связи от группы;
  • подведение итогов, прощание с участниками тренинга.

Разминка.

Цель: повторение и обобщение пройденного.

Упражнение «Общий ритм»

Упражнение «Вспомнить все»

Процедура проведения. Участники бросают друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы [3].

Упражнение «Круг “обратной связи”»

Цель: получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями.

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим темам:

· Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?

· Какая тема была особенно актуальной, интересной?

· Нужны ли, с вашей точки зрения, подобные тренинги для подростков?

· Какие вопросы, касающиеся обсуждения темы «Толерантность» (из тех, которые не были затронуты), было бы интересно обсудить в подобном цикле?

· Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Упражнение «Поэма о толерантности»

Цель: обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Процедура проведения.

Первый вариант. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Второй вариант. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему. Поэму можно размножить и раздать всем участникам тренинга.

В завершение устраивается чаепитие [3].

Приложение 3

Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде

Пояснительная записка

Актуальность. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и ос­тается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтни­ческого взаимодействия очень велико и будет постоянно возрас­тать, так как это неизбежно в условиях все более активизирую­щихся международных контактов, все большей взаимозависи­мости отдельных стран и народов, целых регионов и континен­тов планеты друг от друга [7].

Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосозна­ния, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к ок­ружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых момен­тов - это кризис идентичности, потом) что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и воз­можностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своем) народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоциональ­но, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения.

Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национально­стей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в си­туации неопределенности обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая само­оценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфо­кусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия.

Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беже­нец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попа­дает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они вырос­ли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выра­ботались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят неле­по, что они делают что-то не так, что на них обращают излиш­нее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления куль­турного шока, который может длиться очень долго. По мере ус­воения новой культуры человек преодолевает этот кризис и ста­новится способным принять чужую культуру.

Концептуальная основа программы. Для понимания механизмов развития межнациональных от­ношений в отдельно взятом классе рассмотрим существующие типы межэтнических отношений. В зависимости от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов этнопсихологи выделяют четыре типа развития межэтнических отношений. Первый тип взаимо­действия, когда какая-либо этническая группа (или отдельный представитель этноса) включается в существующее общество (классный коллектив), второй тип, связан с завоеванием и до­минированием, когда большое число оккупантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию, моделью третьего типа является создание колоний; при четвертом типе взаимо­отношений этнос с высоким уровнем развития оказывается под игом народа с примитивной культурой, но представители завое­вателей постепенно усваивают культуру подвластных народов. Мы не будем подробно останавливаться на втором, третьем и четвертом типах взаимодействия, так как в условиях общеобра­зовательной школы имеет место только первый тип. В данном случае взаимоотношения группы или отдельного человека и классного коллектива проходят через четыре этапа [7].