Первый этап - этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не последнее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у представителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д.
Второй этап - этап соперничества. После первых контактов может иметь место соперничество из-за социального статуса в классном коллективе. Как правило, представители этнических меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низких социальных статусов, но у них сильна мотивация повышения своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет разделение обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимодействия наступает третий этап.
Третий этап - этап аккомодации. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действовать по отношению друг к другу.
Четвертый этап - этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихологи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае - класса), где они стараются адаптироваться. В чистом виде ассимиляции в классных коллективах, как правило, не происходит, очень редки браки бывших одноклассников разных национальностей, но на этом этапе повышаются статусы представителей этнических групп.
Цель данной программы - помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы. Для этого в тренинговую часть программы включены упражнения «Памятка эмигранту», «Неведомые миры»; также предусматривается совместная коллективная деятельность по созданию проектов. В национальных отношениях важными феноменами, затрудняющими эффективное взаимодействие, являются этноцентризм, предубеждения (предрассудки), этнические стереотипы [7].
Этноцентризм И.С. Кон определяет, как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа. Предубеждение (по Гордону Олпорту) - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок (по Налчаджяну) - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.
Структура этнических предубеждений включает в себя:
А. А. Налчаджян отмечает, что личные контакты людей равного статуса очень важны для преодоления предубеждений. Известно, что изменение установки приводит к изменению поведения. Однако столь же верно, что изменение поведения может привести к изменению установок. Если представители двух этнических групп предубеждены друг против друга, то следует создать условия для их непосредственного общения, чтобы они смогли опираться на свой личный опыт, а не на стереотипы.
Известен механизм изменения установок. Он предполагает три пути:
Данная программа предусматривает коллективную проектную деятельность учащихся, благодаря которой школьники могут получить новый положительный эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками, и тогда установка типа «Все лица кавказской национальности хитрые и т. п.» может поменяться на другую: «А в нашем классе учатся нормальные ребята с Кавказа».
Этнические стереотипы как предвзятое мнение о национальных свойствах людей другого народа, сопровождаясь отрицательными эмоциями, становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей.
Этнические стереотипы - это одна из разновидностей социальных стереотипов. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Этнический стереотип очень устойчив, ригиден, консервативен, что позволяет стереотипу успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Другими словами, что бы ни происходило в мире, мнение людей об определенной этнической общности очень долгое время не меняется. Как правило, социальный стереотип является преимущественно негативным, что препятствует полному, адекватному взаимопониманию людей. Этнический стереотип - это своеобразные «шоры», искажающие видение социальной реальности [7].
Можно сделать вывод, что из-за социальных (и, в том числе этнических) стереотипов люди приписывают сходные характеристики различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Отличительной чертой социальных стереотипов является то, что они усваиваются детьми очень рано и используются ими задолго до возникновения собственных ясных представлений о тех группах, к которым они относятся. Обычно стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но они становятся опасными, когда возникает социальная напряженность.
Во всем мире считается, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы. Но проблема заключается в том, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Межэтнический стереотип может быть снят только при соблюдении определенных условий организации контакта. Другими словами, если школьники разных национальностей учатся в одном классе, это еще не означает, что у них автоматически, сами собой будут разрушаться стереотипы. Для этого нужны определенные условия: признание равенства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, принятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д.
А. А. Налчаджяп отмечает, что если бы все этнические группы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. В настоящий момент этнические группы стремятся взаимодействовать только в таких сферах, которые не угрожают целостности их культуры. (Безопасной считается сфера экономики; в условиях школы наиболее безопасной является сфера получения новых знаний.) Группы действуют по принципу: чего не знаю, того боюсь, а лучшая защита, как известно, нападение.
Для того чтобы менять ситуацию в сторону стирания межэтнических границ, данной программой предусмотрены клубные занятия, целью которых является знакомство с культурой, традициями разных этнических групп, представленных в конкретном классе. На самом деле у этнических групп различий гораздо меньше, чем сходств, поскольку человечество представляет собой единый биологический вид. Чтобы донести эту мысль учащимся, программой предусмотрено упражнение «Чем мы похожи».
В противоположность этноцентризму в детской среде не редки случаи, когда учащиеся имеют отрицательную этническую идентичность, то есть стесняются своей национальности. Обычно это происходит в результате социальных потрясений, межнациональных конфликтов. Данное состояние называется кризисом этнической идентичности. Программой предусмотрена диагностика, позволяющая выявить степень идентичности учащегося со своей этнической группой. Одна из задач развивающих занятий - восстановление положительной этнической идентичности [7].
В целом в методологическую основу программы положена концепция адаптивного подхода А. А. Налчаджяна. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют.
Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:
Этнические меньшинства очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оценивали выше других. По своей сути это незрелая тенденция личности понравиться старшему, сильному или, как в данном случае, многочисленному. В программу включены занятия, направленные на повышение самооценки учащихся [7].