Введено в действие приказом Утверждаю директор МОУ СОШ №___
директора МОУ СОШ №____ _______________Ф.И.О. директора
от «____»___________200 _ г (подпись)
№__________________ _______________
Директор МОУ СОШ №_____ (дата)
__________Ф.И.О. директора
(подпись)
____________
(дата)
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №_____
района ______________города _____________
Положение.
о клубе межкультурного диалога и примирения
Место составления:
МОУ СОШ №________
Города______________
Общие положения.
1.1 Клуб межкультурного диалога и примирения организуется на базе МОУ СОШ №_____
1.2 Клуб осуществляет свою деятельность в рамках приказа по школе № _____от______(дата).
1.3 Целью работы клуба является обучение школьников, учителей и родителей в области прав человека и культуры мира, осуществление межкультурного диалога.
Членство в клубе.
2.1 Членом клуба могут быть обучающиеся, их родители, педагоги МОУ СОШ №____, разделяющие идеи толерантности, взаимопонимания и уважения к различным культурам.
2.2 Руководителями клуба являются педагог-психолог МОУ СОШ № ____и социальный педагог МОУ СОШ №_____
2.3 Для вступления в клуб достаточно личного желания и устного заявления.
2.4 На общем заседании клуба путем тайного голосования избирается Президент клуба.
Символика клуба.
3.1 Название клуба, устав, эмблема, гимн разрабатываются членами клуба.
3.2 Название клуба, устав, эмблема, гимн утверждаются на заседании клуба путем голосования.
Порядок работы клуба.
4.1 Занятия в клубе проводятся не реже одного раза в месяц. За проведение занятий ответственны руководители клуба.
4.2 Члены клуба объединяют свои усилия для осуществления деятельности по реализации толерантного отношения к представителям различных культур.
4.3 Не реже одного раза в месяц выпускается информационный бюллетень о работе клуба.
4.4 Члены клуба участвуют в проведении различных школьных, районных, городских, областных мероприятий, организуемых с целью развития межкультурных отношений.
Порядок поощрения.
Все активные участники клуба получают в личное порт-фолио школьника сертификат школьного образца о работе в клубе.
Срок действия данного Положения - до замены новым [7].
Приложение 5 (к программе)
Тематическое заседание клуба межкультурного диалога
«Толерантность в условиях современного мира» (гражданский форум)
Оборудование: таблички с названиями рабочих групп, листы ватмана, фломастеры, бумага, ручки, мультимедийный проектор (желательно).
Рекомендации. Гражданский форум - это один из вариантов структурирования дискуссии. На форум можно пригласить родителей, гостей. Для того чтобы разговор был интересным, чтобы наиболее полно были представлены различные точки зрения по всем обсуждаемым вопросам, все участники дискуссии в начале работы условно делятся на несколько групп. Например, можно сформировать группы по национальному признаку: «Армянская диаспора», «Азербайджанская диаспора», «Еврейская диаспора», «Русская диаспора» и т. д. Можно для усиления игрового эффекта сделать деление на социальные группы: «Государство», «Бизнесмены», «Политики», «Народ»; в любом случае обязательно наличие группы экспертов. Важно, что участники форума могут самостоятельно выбрать любую группу, в которой будут работать, кроме группы «Эксперты»; туда приглашаются заранее подготовленные участники форума: учителя обществознания, психолог, социальный педагог, специалисты по вопросам права и т. д., так как именно этой группе предоставляется слово для подведения итогов, для составления резюме. Перед началом форума каждая группа садится за определенный стол, обозначенный соответствующей табличкой.
Цель форума - развитие толерантного мышления.
Задачи:
Вопросы для обсуждения:
Ход проведения форума:
Все участники сидят по группам за столами с соответствующими табличками (см. выше). Звучит музыкальное вступление. Ведущие сопровождают его словами, помогающими войти в тему дискуссии, создающими эмоциональный настрой (можно использовать компьютерную презентацию):
Понятие толерантности родилось в XVIH в. «...Современные представления о толерантности, или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами».
Человечеству понадобилось еще два века кровопролитных войн и различных столкновений, чтобы окончательно прийти к осознанию необходимости введения этих принципов в отношения между народами. Так в 1948 году появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой были впервые изложены главные принципы мира, ненасилия, демократии. Современная декларация прав человека во многом опирается на эти принципы и прежде всего на понятие толерантности [7].
«Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринять личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение ... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». Далее ведущие предлагают всем собравшимся подумать, что для них означает понятие «толерантность».
Рекомендации по проведению форума:
Все вопросы, обсуждаемые в дискуссии, для лучшего восприятия проецируются на экран, до предъявления нового вопроса. Далее ведущие предлагают в течение 3-5 минут обсудить в группах ответ на предложенный вопрос, после чего представители групп знакомят всех собравшихся с точкой зрения своей группы. После высказывания всех мнений «эксперты» подводят итог сказанному.
Если в высказываниях групп не прозвучало четких определений, то задача «экспертов» - дать его. Например: «Толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия».
Далее ведущие предлагают остальные вопросы для обсуждения. Каждый раз, призывая участников давать ответы именно с позиции той группы, которую они представляют, нужно поддерживать игровую мотивацию вопросами типа: «А что думает государство на этот счет». «Какое мнение у политиков по этому вопросу?», «Согласен ли народ с такой точкой зрения?» и т. п. Каждый раз «эксперты» делают резюме, после чего ведущие переходят к новому вопросу.
При обсуждении последнего вопроса задача - определить допустимость толерантного поведения в том или ином случае.
По окончании обсуждения всех вопросов и подведения итогов работы можно предложить всем группам на плакатах нарисовать эмблему толерантности. Эти плакаты могут в дальнейшем послужить оформлению клуба.
Приложение 6
Материал для клубной работы
«Мусульманские праздники - история и современность»
Науруз.
С незапамятных времен во многих странах Востока глубоко вошел в народный быт праздник Нового года, приходящийся на день весеннего равноденствия, - Наурыз (Навруз, Науруз). Этот день символизирует рождение весны, пробуждение природы,
обновление жизни.
В наши дни Наурыз в ряде стран, в том числе и в Казахстане, является государственным праздником. По восточному календарю он считается праздником нового года, весны, труда. В глубокую древность уходит история Наурыза. Он приходит на землю в три часа ночи с 21 на 22 марта. Почему же весенний праздник ассоциируется у туркмен, татар, азербайджанцев, казахов и еще многих других народов с Новогодьем? В древности люди делили весь год на две противостоящие друг другу части - лето и зиму, жизнь и смерть природы, поэтому пробуждение природы, происходящее каждую весну, воспринималось как победа над смертью. Силы тьмы и света в это время равны, и надо обязательно помочь свету, чтобы чудовище Хут не проглотило солнце и не вернулась страшная старуха Оджуз - олицетворение зимней стужи. В эти дни в обычае многих народов было прокладывать первую борозду, начинать сев, очищать дом от мусора и старых вещей, готовить праздничную одежду, а главное - самому очищаться от скверны, грехов, злословия, мириться с теми, с кем пребывал в ссоре. В эти дни еще в старину народы забывали о старой вражде племен [7].