Готовились к Наурызу очень тщательно. Женщины заранее вышивали сюзане - яркое панно для украшения места праздника. Сюзане расстилают на склоне горы или натягивают между шестами. Под ним садятся музыканты, неподалеку накрывают достархан, на котором обязательны семь предметов: вино символизирует возрождение, молоко - чистоту, сладости - радости жизни, сахар - довольство, щербет - прохладу и отдых; свечи - это знаки света и солнечного огня, гребень - символ женской красоты. В больших глиняных горшках сбивают много масла и непременно - вручную: обматывают деревянный стержень ремнем и вращают. Ведь так боги «сбивали» воды Океана, когда рождалось все сущее!
Основной ритуал состоит в обнесении всех присутствующих обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло - значит, настало время сева.
Готовят в этот день плов, шурпу, блины, бешбармак, огромные лепешки. Угощение должно быть богатым, тогда и урожай осенью будет на славу, а молоко коров и овец - жирным и обильным.
В этот день обязательно состязаются борцы, танцоры и конники, а для услаждения слуха собравшихся выступают поэты, проходят айтысы акынов.
Бесик салар той: традиции и обрядность.
В казахском ауле на семейный праздник, приуроченный к рождению ребенка («бесик салар той»), гости идут с поздравлениями и подарками. У казахов есть такой обычай - «шильдехана», когда к женщине, недавно ставшей матерью, приходят родственники и друзья и помогают ей во всем. Тут же играют на музыкальных инструментах, рассказывают забавные истории, пьют чай.
Многие слышали, вероятно, об очень интересном обряде «тусау кесер» («разрезание пут»), связанном с первыми шагами ребенка. В этот день принято опутывать ножки малыша цветными ленточками. Когда собираются гости, малыша ставят па ноги и торжественно разрезают ленточки, позволяя сделать символический «первый шаг в жизнь». Гости играют, пытаясь угадать будущую профессию малыша. Перед ним раскладывают различные предметы - символы разных профессий - наперсток, ножницы, молоток, музыкальные инструменты и т. д. Считается, что первый предмет, который возьмет ребенок, и сулит ему будущую профессию.
На празднике имянаречения чаще всего предлагаются имена героев, доказавших свою преданность родине, известных писателей, положительных литературных персонажей, близких родственников ребенка, заслуживающих такой чести. Если родители затрудняются с выбором, называется имя пророка или всех ближайших сподвижников. По преданию, имя святого защитит ребенка от козней шайтана, привьет любовь к родным местам. Каждому из гостей подносят чай с маслом. Гости, в свою очередь, благословляют ребенка добрыми пожеланиями и наделяют подарками.
В современном казахском игровом фольклоре популярен и обряд «тильашар». В буквальном переводе это означает «язык открыт», или же «первое слово». Посвящен он дню, когда ребенок первый раз идет в школу. Этому торжеству семья и родственники придают очень большое значение как одной из главных ступенек долгого пути к знанию. До сих пор живет в народе обряд «теньге кадау», посвященный первому полезном делу, сделанному ребенком. Чтобы полезное дело осталось в памяти и самого малыша, ему дарят небольшой подарок. Близкие, даря его, обычно говорят малышу: «Запомни и сохрани - сегодня ты совершил хорошее дело» [7].
Великие праздники мусульман - ураза-айт и курбан-айт.
Эти праздники отмечают во всех странах Востока. Особенностью мусульманского праздничного календаря является то, что праздники и посты выстраиваются по лунному календарю. Лунный год короче солнечного (тропического) на одиннадцать суток, то есть состоит из 354 суток. Из-за этого мусульманские праздники и посты каждый следующий год начинаются на одиннадцать суток раньше, чем предыдущие.
Ураза-айт - праздник разговения. В честь завершения месячного поста Рамазан (Рамадан) верующие отмечают этот праздник, длящийся три дня. В первый день свершается молитва, устраивается трапеза, раздается милостыня беднякам, посещают друзей, родственников, дарят подарки. В эти дни принято посещать могилы предков. Особенно много времени на кладбищах проводят женщины. Они приводят могилы в порядок, украшают их, раздают пищу беднякам. Иногда, чтобы основательно очиститься от грехов, приносят в жертву барана, козу или другую живность, раздают деньги, вещи, продукты в счет фитра (подношения), из которого часть используется для оказания помощи нуждающимся, сирым и убогим. Обычай требует милосердия к ним [7].
Праздник Курбан-айт, или курбан-байрам (Ид альадха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через семьдесят дней после окончания поста Уразы. Это - день жертвоприношения. Он восходит к библейскому сказанию о пророке Аврааме (у мусульман - Ибрагиме), которому было велено принести в жертву своего сына Исаака (Исмаила). В последнюю минуту, испытав преданность Авраама, Господь послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком, заменившим юношу.
В память об этом событии каждый мусульманин, прославляя милость господню, должен принести курбан (жертву), то есть зарезать при чтении определенной молитвы овцу, корову или верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований для того, кого любите». Среди мусульман бытует поверье, что на спине животного, принесенного в жертву, правоверный может проследовать в рай, минуя мост Сират - «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя». Если же жертва не была принесена, человек упадет в ад, геенну огненную.
Даже приготовления к этому празднику обставляются очень торжественно. Совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три дня. Мира, добра и милосердия желают друг другу люди в эти дни, двоекратно обнимаясь в знак доброй воли. «Курбан-айт кабыл болсын!» - желают всем.
Всем приносящим подарки в пользу духовенства имамы, дервиши и муллы раздают заранее заготовленные на небольших листочках молитвы, оберегающие от разного рода невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы предков и ближайших родственников, молятся за них и раздают милостыню. Закапывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные и другие подношения, называемые «хейр» или «садака», в пользу мечети, «святых лиц» и «святых мест».
Знание основных мусульманских праздников и обрядов, связанных с ними, необходимо всем, кто живет в многонациональных регионах, для понимания, взаимного уважения и сохранения добрососедства [7].
Приложение 4
Сценарий открытия фестиваля толерантности
«Радужный мост»
Следующие три конферанса могут быть использованы при проведении различных мероприятий гражданской и патриотической направленности.
Звучат фанфары «Должны быть на свете счастливые дети».
Песня-миниатюра «Точка, точка, запятая».
Двое ведущих «рисуют» на экране видеопроектора, вслед за их движениями возникает фигурка человечка. Затем из разных углов сцены они выводят других человечков.
На сцене – танец- миниатюра «Черное и белое». Разноцветных человечков постепенно окружают люди серые. Они запирают разноцветных в лабиринт предрассудков (выстраивают из планшетов стену). На экране возникают слова: «непонимание», «недоверие», «обман», «ссора», «вражда, «ненависть», «терроризм», «война» [11].
Ведущий 1 (за кадром):
Как белый лист у человека память.
Что написать на нем – не из простых задача.
Скорей всего, «других» нам стоит хаять,
Будет тут отдача.
Барьеры веры, преграды традиций
Стены возведут не взирая на лица…
Укрепят эти стены домыслы простые:
Кто не похож на нас – тот против нас!
Ведущий 2:
Ты не желаешь песни петь мои?
Ты - враг!
Ты веришь в Иисуса,
Так умри!
Ты с желтой кожей родился на свет?
Тебе прощенья в этом нет!
Ты желаешь поклоняться Будде?
Не будет так, прав только я.
А ты решил, что можно жить и в дружбе?
И говоришь, чтоб не было войны.
Ну нет! Я говорю – власть силе!
Пусть победит сильнейший!
Я сказал…
И строят люди лабиринт из предрассудков.
И это лишь начало всей вражде…
И рушатся дома.
Взрываются надежды.
Тот, кто не с нами, - тот против нас…
Ведущий 1:
И стены возникают час за часом,
Деля людей на наших и чужих,
И каждая стена готова превратиться в сектор Газа,
И каждая стена разъединяет нас…
На экране – взрывы, кадры военной кинохроники. Разноцветные дети начинают действовать вместе с серыми людьми, снимая свои разноцветные костюмчики. Выстраиваются как бы две армии, они готовы двинуться друг на друга тараном.
Девочка:
Стойте, люди! Так не может быть! Я не хочу!
Мы на свет родились , чтобы радостно жить!
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.