Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 3 из 30)

В контексте толерантности понимание рассматривается с пози­ции герменевтики (искусство понимания чужой индивидуально­сти), согласно которой отрицается сведение понимания к узко­когнитивным целям. Здесь понимание относится к пространству культурных смыслов. В этом плане раскрывается суть такого явле­ния, как понимание одним человеком другого, которое часто оп­ределяется и внутренними состояниями (сопереживанием, интуи­цией), и внешними условиями (влиянием среды и субкультуры, групповыми ожиданиями) [13].

Социологические аспекты изучения толерантности рассматривают данное понятие как социальную реальность, когда социальная значимость различий, существующих между людьми (или группами, к которым они принадлежат) становится актуальной, осознается, субъективно истолковывается, переживается, оценивается, нормируется. В результате трансформируется вся дальнейшая деятельность человека, определяются новые векторы его переживаний, оценок, суждений, намерений, поведения, целей деятельности.

Основываясь на положениях кон­цепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этни­ческой толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы, а также на результатах собственных исследований, Н.М. Лебедева и ее коллеги пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантно­сти. Также в результате эмпирических исследований межэтническо­го взаимодействия были выявлены социально-психологические фак­торы, влияющие на проявления этнической толерантности - интолерантности:

  • Позитивность-негативность и четкость-амбивалентность этни­ческой и конфессиональной идентичности.
  • Величина культурной дистанции.
  • Степень религиозности.
  • Длительность совместного проживания.

Под этнической толерантностью понимается отсутствие нега­тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику ме­жэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсут­ствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Исходной методо­логией для исследования этнической толерантности личности яв­ляются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмо­ловым. Как и предыдущие исследователи, Е.И. Шлягина пола­гает, что этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления — этнической вариативности личности. В ходе своих исследований авторы выявили внешние и внутренние детер­минанты этнической толерантности [13].

К внутренним детерминантам этнической толерантности отно­сятся:

  1. Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент);
  2. Индивидуально-типологические свойства личности (самооцен­ка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия по­требностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).

В качестве внешних детерминант этнической толерантности вы­деляют:

  1. Политическую обстановку в стране.
  2. Особенности социально-исторического образа жизни.
  3. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины.
  4. Профессиональную ориентацию субъекта.
  5. Рост миграционных процессов в стране.
  6. Травматический шок.
  7. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диас­поре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пре­делах своей Родины).

Взаимосвязь национального самосознания (или более привыч­ный термин для психологов - «этнической идентичности», лежа­щей в основе проявления национального самосознания) и межэт­нической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании Ф. Мубиновой. По ее мнению, национальное самосознание и ме­жэтническая толерантность представляют собой две стороны од­ной медали — культуры межнационального общения. Автор считает, что «здоровое, позитивно ориентированное национальное са­мосознание постоянно сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего». При этом она определяет межнациональную толерантность «как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон и тради­ции), а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, ко­торые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимаю­щее» отношение представителей какой-либо одной национально­сти (в том числе — на личностном уровне) к другим, инонацио­нальным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д. и т.п.)». Согласно этому в структуру межнациональ­ной толерантности входят, во-первых, эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общнос­тям, во-вторых, знания и представления о других культурах и, наконец, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному [13].

Итак, этническая толерантность выступает как социально-психо­логическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной тер­пимости на основе признания и принятия различий, существую­щих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни.

Этническая толерантность основывается на гуманистическом подходе как точке отсчета, с которой представляются этнические взаимоотношения. В структуре позитивной этнической идентично­сти положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам, т.е. этническая идентичность и толерантность взаимосвязаны. С уче­том этого хотелось бы отметить и тесную связь данных феноменов с этнокультурной компетентностью.

Толерантность как особенность созна­ния или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща про­тивоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность, агрессию по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. У каждого человека есть бессозна­тельный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой». Безотчетно другой, иной воспринимается как представляю­щий угрозу [13].

В греческом языке есть слово «ксенос». Оно означает «странный, необычный, неслыханный, чуждый, посторонний», но в первую очередь «чужеземный», а значит - «чужой». И есть еще одно слово «фобос»: «страх, ужас, боязнь; опасение, повод сомневаться, не доверять». Так образовалось слово «ксенофобия». Нарушение тер­пимости изначально коренится в бездумной ксенофобии: раз не по-нашему, значит, плохо, раз плохо, значит, достойно неприяз­ни. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились противопоставления: «мы — они», «свои — чужие», «я — другой». Ксенофо­бия — это отзвуки древних поверий. Вспомним хотя бы народные сказки: в них люди чужого рода обычно представлялись человеку как враги, людоеды, «не люди». Часто мачеха в сказках бывает колдуньей, а ее потомство странное, не похожее на «наших», а все потому, что мачеха - это жена, взятая из чужого рода. Иноземцы часто представляются невежественными и опасными. «Свой» — это существо одной с нами крови, «чужой» так же чужд, как существо другого биологического вида [13].

Таким образом, в процессе рассмотрения понятия «толерантность» с теоретической точки зрения, можно сделать следующие выводы:

  1. Этническая толерантность личности обнаруживается и в изве­стном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не существо­вало бы.
  2. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому эт­носу, предполагает, что мы сознаем существование скрываю­щихся под различиями сходств и тождеств, например, сознаем принадлежность этнических групп к человечеству в целом.
  3. Этническая толерантность признает наличие другого образа жиз­ни и этнокультурных ценностей.
  4. Этническая толерантность основана на паритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к «дру­гому» как к равнодостойному индивиду. Таким образом, этни­ческая толерантность исключает патернализм, когда одна из эт­нических общностей желает быть покровителем другой.
  5. Этническая толерантность активна, то есть ей не присуще инер­тное, индифферентное отношение к происходящему или при­миренчество и снисходительность к насилию, несправедливо­сти, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу, политологу. Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий выступа­ет направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров.
  6. Этническая толерантность выражается в стремлении достичь вза­имного уважения, понимания и согласования разнородных ин­тересов и точек зрения ненасильственными способами, без при­менения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
  7. Этническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована.
  8. Понимание - необходимая составляющая этнокультурной ком­петентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности — это спонтанный про­цесс постижения этнической специфики, в то время как в контексте этнокультурной компетентности понимание — это ре­зультат познания.
  9. Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая то­лерантность и этнокультурная компетентность представляют со­бой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная ком­петентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на при­знании и принятии этнокультурного разнообразия, дает воз­можность понять другие народы, а также расширить рамки эт­нического опыта и знаний [13].

1.2. Особенности формирования толерантного сознания детей