· разумно трачу деньги, когда они у меня есть, отношусь к ним как к необходимому средству существования;
· набираюсь опыта трудовой деятельности, если появляется возможность заработать;
· четко разделяю “средства жизни” и “содержание жизни”, понимаю, что материальные блага есть лишь средства моей жизни – не более того.
Я – представитель той части человечества, которая носит название Мужчины, поэтому я....
· сильный, выдержанный, великодушный;
· тот человек, на кого всегда можно положиться;
· защитник и помощник детей, женщин, стариков и всех слабых;
· несу ответственность за всё, что происходит в моей семье, школе, в моем городе, стране – беру эту ношу добровольно и несу с гордостью;
· склоняю голову перед той частью человечества, которая именует себя Дамой, понимая, что женщина – прародительница человеческого рода;
· готовлюсь к будущей роли любящего и любимого, мужа и отца, а также к роли экономического центра семьи;
· презираю пьянство, сквернословие, курение и драки как ложные формы проявления мужественности, умею противостоять дурным привычкам низкой среды.
Я – представитель той части человечества, которая носит звание Дамы, поэтому я…
· всегда красива, нежна и добра;
· не позволяю по отношение к себе грубости, унижения, низкой формы обращения;
· достаточно разборчива в знакомстве, приятелях и друзьях; избирательна в мужском внимании;
· учусь старательно и добросовестно, так как красоте необходим развитый ум;
· умею быть внимательной и заботливой, оказывать необходимую добрую поддержку любому живому существу, проявлять ласку по отношению к людям;
· готовлюсь к будущей роли любимой и любящей, жены и матери, а также к роли эмоционального центра семьи;
· всегда помню, что женщины определяют духовный климат общества и что женщины вдохновляют мужчин на высокие дела.
Я – обладаю внутренним автономным миром, моим индивидуальном «Я»,
поэтому я….
· расширяю свой внутренний мир, сознательно обогащаю его знаниями, отношениями, опытом;
· умею хранить тайны души моей и не позволяю никому посягать на мой внутренний мир;
· признаю и уважаю автономность и неприкосновенность каждого Другого человека;
· мне интересно оставаться наедине с собою, я не боюсь минут одиночества, когда происходит свидание с моим “Я”;
· имею совесть, которая болит, когда я совершаю недостойный поступок;
· время от времени навожу порядок в своем внутреннем мире, произвожу самооценку и задаю новую работу моей душе;
· являюсь творцом собственной души, а значит, хозяином собственной жизни и кузнецом своего счастья.
Я - сын своего Отечества, я – дочь своего Отечества,
поэтому я…
· изучаю прошлое, интересуюсь настоящим моей родины, меня волнует будущее моего отечества;
· люблю богатый красивый язык моего народа;
· горячо откликаюсь на происходящее в отечестве и на судьбы моих соотечественников;
· горжусь своей родиной и страдаю от постыдных явлений отечественной жизни;
· желаю блага и процветания моему народу; желаю навсегда избавления моего отечества от холопства и идолопоклонства;
· честно делаю свое дело во имя блага своей страны и во имя улучшения жизни моего народа;
· если возникнет необходимость, я буду защищать свое отечество по мере своих сил.
Моя свобода
· Я свободный человек, но я живу в обществе, рядом со мной другие люди, поэтому...
1. Два жестких запрета существуют для меня всегда и везде:
- НЕЛЬЗЯ ПОСЯГАТЬ НА ИНТЕРЕСЫ И ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
- НЕЛЬЗЯ НЕ РАБОТАТЬ, НЕ СОЗИДАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И НЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ ЛИШЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЮТСЯ
2. Производя свободный выбор, я сначала осмысливаю последствия того, что собираюсь сделать:
- ЧЕГО Я ХОЧУ СЕЙЧАС ?
КАК Я СТАНУ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СДЕЛАННОГО?
КАК БУДУТ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГИЕ РЯДОМ СО МНОЙ ?
3. Теперь я могу выражать свои желания, суждения, выстраивать действия согласно обстоятельствам:
-НЕ БОЯСЬ ПОКАЗАТЬСЯ ГЛУПЫМ,
-НЕ СТРАШАСЬ ОКАЗАТЬСЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГИХ,
-УВАЖАЯ ЖЕЛАНИЯ, СУЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ.
Комментарий. Желательно дать определение понятия «жизненное кредо» (для этого можно использовать словарь, примеры жизненного кредо знаменитых людей).
Приложение 8
Притчи, байки, истории и мифы в развитии толерантности детей
Байка «Маленький принц и Лис»
В сказке А. де Сент-Экзюпери о маленьком принце есть замечательный момент, когда принц разговаривает с Лисом. Лис спрашивает его о планете:
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на этой планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.
Мораль: вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих.
Байка «Антон Палыч Чехов однажды заметил…»
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак – учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил –
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю.
Впереди их главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
А дураков нету – улетели все.
Ах, детские сны мои – какая ошибка,
В каких облаках я по глупости витал.
У природы на устах коварная улыбка…
Видимо, чего-то я не рассчитал.
Умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
Скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж всех повыловят – наступит эпоха,
Которую не выдумать и не описать…
С умным – хлопотно, с дураком – плохо.
Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?
Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
Умным – очень хочется, да кончится битьем…
У природы на устах коварные пророчества.
Но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.
Стихи Б. Окуджавы.
Мораль: нет в мире совершенства [4].
Байка «Чем занимаются люди»
На стройке работали три человека. Занимались все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь», А третий ответил: «Я строю храм».
Мораль: То, что мы видим, оценивая поступки людей, не дает нам основания с уверенностью утверждать что-либо о причинах такого их поведения.
Байка «Выкрутился»
Как-то в присутствии публики один человек решил продемонстрировать свое умение ездить на лошади, да только все перепутал от волнения и сунул в стремя не ту ногу. В результате он оказался в седле, да только лицом к лошадиному хвосту. Зрители, естественно, засмеялись. Но горе-наездник в ответ на ехидные замечания ответил, ничуть не смущаясь: «Но вы же не знаете, в какую сторону я собираюсь ехать!»
Мораль: даже если вы оказались в неловкой ситуации, всегда есть возможность найти выход из нее и «сохранить лицо» [8].
Байка «Коль на себя оборотиться»
Жил-был человек, имевший домашнюю живность, и когда он прослышал, что Моисей знает язык животных, то напросился к нему в ученики. Овладев этим знанием, он начал подслушивать разговоры своих домашних животных. Как-то раз петух сказал собаке, что лошадь скоро околеет, и человек все понял. Чтобы не нести убытки, он заблаговременно продал лошадь. Спустя некоторое время он снова воспользовался своим знанием, подслушав разговор петуха с собакой, и узнал, что скоро подохнет его мул. Он снова вышел из положения без потерь, продав мула. В следующий раз петух предсказал смерть раба. Человек, потирая руки, продал раба и сэкономил приличные деньги. Он был крайне доволен собой, полагая, что ценность знания в том и состоит, чтобы помогать человеку в его повседневных делах.
Но вот наступил день, когда петух поведал собаке, что их хозяину, увы, недолго осталось жить. В панике человек бросился к Моисею, и спрашивая совета, что ему делать. Моисей сказал: «Теперь ты можешь заблаговременно продать себя!»
Мораль: прислушайтесь к наставлению Мудреца: «Знание, помогающее видеть свойства окружающих, оказывается бесполезным, когда дело касается величайшей заботы человека – его самого».
Байка «Смеяться ли над дураками?»
Жил на свете дурак. Однажды его послали за мукой и солью. Он взял с собой поднос. Человек, пославший его, сказал: «Смотри, не смешай их, они мне нужны по отдельности».
Когда лавочник насыпал в поднос муки и принялся взвешивать соль, дурак сказал: «Только не смешай с мукой. Сыпь мне ее сюда», - и перевернул поднос вверх дном, чтобы положить соль с другой стороны. Мука, разумеется, оказалась на полу. Зато соль осталась целой.
Когда дурак возвратился к тому, кто его послал, то доложил: «Вот соль».
- Добро, - сказал человек, - а где же мука?
- А мука должна быть здесь, - ответил дурак и перевернул поднос.
Соль, разумеется, высыпалась на пол, как до этого мука.
Мораль: так же часто бывает и с людьми, которых никак нельзя отнести к дуракам. Делая то, что им представляется правильным, они сводят на нет другое, которое вполне может оказаться столь же правильным. Когда такое происходит не в действиях, а в мышлении человека, он попадает в тупик, какими бы соображениями ни обосновывал логичность своей мысли.