Во-первых, в содержание предметов гуманитарного и общественного циклов должны быть внесены следующие изменения:
С этой целью проводятся следующие мероприятия:
Организация встреч воспитанников с иными культурами в специально подготовленной, педагогической среде. Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями:
Подобные игровые ситуации можно организовать в рамках обычных школьных занятий. Большим потенциалом здесь обладают уроки истории, обществознания, граждановедения, литературы, мировой художественной культуры, иностранного языка, географии, а также факультативы или кружки гуманитарной направленности и классные часы.
Например:
Организация проблематизации отношений воспитанника к представителям иных культур. Проблематизация — это искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Например, можно выйти на проблему этнических стереотипов в оценке людей или организовать ситуацию, в которой ученики оказываются в позиции этнического меньшинства, объекта дискриминации.
Организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге, а о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, иногда способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
Примерные темы дискуссий, которые так же, как и игровые снятия, могут быть встроены в учебный процесс: «Понятие «национальная принадлежность» — необходимо ли оно в современном мире?»; «Для кого написан учебник истории Отечества?»
Дискуссия по теме «Понятие «национальная принадлежность» необходимо ли оно в современном мире?» может разворачиваться вокруг таких вопросов: Насколько важно это понятие для современного человека? Как вы ответите на этот вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности? Для кого из них это чувство будет более значимым и почему? Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни? Всегда ли верны национальные стереотипы? Кто должен определять национальную принадлежность и, что вы думаете о смешанных семьях?
Организация процесса рефлексии воспитанниками своего отношения к представителям иных культур. Формирующаяся в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблематичных ситуациях, в межкультурных диалогах позиция ребенка в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет подростку оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений, открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.
Активизировать процесс рефлексии можно, во-первых, используя устные формы: инициируемые вопросами педагога свободные высказывания детей по итогам какого-либо занятия, отражающие их впечатления, переживания, мнения (например: «После занятия ваше первоначальное мнение по данной проблеме: утвердилось, немного изменилось или полностью поменялось? Что этому способствовало?»), или выступления по предложенному педагогом образцу (например: завершение начатой фразы: «Люди, не принадлежащие моей культуре, на мой взгляд...»).
Письменные формы рефлексии предполагают большую искренность воспитанников. Это написание небольших сочинений-размышлений, выступающих в качестве подведения итогов тех или иных педагогических событий. Например: «Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю в классах, в которых обучаются представители разных национальностей или религий?»; «Должно ли государство придерживаться концепции культурного плюрализма?».
Необходимо также оказание помощи школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит школьнику научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадет с мнением сверстников или педагога.
Для решения этой задачи можно организовывать специальные тренинги, способствующие развитию указанных умений.
Во-вторых, целесообразно организовывать уроки или недели мира и дружбы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
В-третьих, в учебных планах и программах художественно-эстетического цикла необходимо предусмотреть:
В-четвертых, практическое обучение, ориентированное на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей, и повышение межкультурной сензитивности призваны обеспечить тренинги, Культурный ассимилятор, деловые и ролевые игры [12].
Таким образом, в содержании образования просматриваются два подхода. Один из них исходит из понимания школы, в которой имеются автономные блоки, включающие сумму этнокультурных 3Наний о том или ином народе. Подобное образовательное учреждение рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Другой подход предлагает организовывать деятельность полиэтнической школы как движение воспитанника — носителя родной культуры — к культуре российской и мировой.
Схема ознакомления со страной и народом:
Ведущие признаки народа:
Наиболее приемлемыми методами формирования этнокультурной компетентности являются следующие:
Тренинг этнокультурной компетентности.