Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально психологического отдела (стр. 7 из 30)

Цель тренинга — формирование компетентности личности в рус­ско-кавказском взаимодействии. Задачи тренинга:

  1. Осознание личностью культурной обусловленности своего по­ведения и поведения других людей.
  2. Развитие этнокультурной сензитивности.
  3. Совершенствование понимания культурных универсалий и куль­турной специфики традиций, обычаев и ритуалов.
  4. Овладение изоморфными для иной культуры атрибуциями, то есть принятыми в данной культуре интерпретациями поведе­ния.
  5. Формирование стратегий совладения с негативными установ­ками в адрес своего народа.
  6. Осознание собственного этноцентризма и формирование инди­видуальных установок на его преодоление.

Развитие навыков налаживания конструктивного межкультур­ного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетент­ности. «Культурный ассимилятор», или техника повышения межкультурной сензитивности. Для подготовки к межкультурному взаимодействию во многих странах мира широкое распространение получили так называемые литературные ассимиляторы, хотя это и не самое удачное наименование, так как обучаемых не побуждают отказаться от собствен­ной культуры и стать похожими на членов другой группы, то есть ассимилироваться. Цель данного метода — научить человека видел ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной сензитивности [12].

Культурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций (от 35 до 200), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур и четырех интерпретаций их поведения — каузальных атрибуций о на­блюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы пред­ставить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые, ключевые различия между культурами. Идеальной можно считать ситуацию:

Во-первых, описывающую часто встречающийся случай взаи­модействия членов двух культур;

Во-вторых, такую, которую представитель группы «гостей» на­ходит конфликтной или которую он чаще всего неправильно ин­терпретирует.

В-третьих, позволяющую получить важные сведения о чужой культуре.

При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, разли­чия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведе­ния и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллектив или на личность. Если ассимилятор предназначен для подготовки представите­лей культуры, а к взаимодействию с представителями культуры, то необходимо подобрать - с помощью экспертов из двух культур три интерпретации поведения персонажей, наиболее вероятные с точки зрения членов культуры А, и одну интерпретацию, которую чаще всего используют при объяснении ситуации представители культуры Б. Лишь ответы, характерные для членов культуры Б, считаются правильными. Если обучаемый выбирает неправильный ответ, его просят вернуться к ситуации еще раз и выбрать другое объяснение поведения персонажей. При выборе правильного отве­та подробно описываются особенности культуры, в соответствий с которыми обучаемый действовал [12].

Сам по себе культурный ассимилятор является методом ког­нитивного ориентирования, но его часто применяют в тренинговых программах — в группе обсуждаются и сравниваются результаты участников, проводятся ролевые игры с использованием ситуаций культурного ассимилятора. В этом случае он является основой программы атрибутивного тренинга, так как задача обучающих - выбрать ту интерпретацию каждой ситуации взаимодей­ствия представителей двух культур, которая соответствует точке зрения чужой для него группы, т.е. подобрать изоморфную атри­буцию.

Этнографический музей как форма дополнительного образования школьников.

Задачи:

  • Приобщение детей к культурному наследию народов мира с помощью музейных экспонатов; гражданско-патриотическое вос­питание детей и юношества.
  • Формирование у них положительных установок по отношению ко всем этносам Земли.

Методы музейно-педагогической деятельности:

  • Метод социальных ролей.
  • Метод создания игровых ситуаций.
  • Метод практического манипулирования с предметами.
  • Метод использования ассоциативных связей.
  • Метод театрализации.
  • Метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Формы работы в музее.

  1. Для младших детей, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традицион­ного быта в целом (история утюга, старого зеркала, самовара и т.д.). Здесь можно использовать форму, характерную для сказок Ган­са Христиана Андерсена, или реальный рассказ о судьбе, представ­ленной в музее вещи [13].
  2. Для учеников средних классов ознакомительная экскурсия мо­жет быть организована в виде викторины: «Для каких целей служил Данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о ка­ком из предметов говорится в загадке». В конечном итоге к прове­дению экскурсий для гостей все чаще начинают привлекаться сами Учащиеся. Также вполне оправдало себя проведение зачетов в фор­ме экскурсий по заданной тематике.
  3. Ряд занятий может быть построен в форме инсценировок. На­пример, гостеприимные хозяева русской избы могут предложить Ребятам стать участниками посиделок, на которых в старину не толь­ко веселились, но и работали. Процесс рубки капусты, лепка из Теста обрядовых печений, разучивание песен, танцев, игр и мно­гое другое пройдет гораздо успешнее, если окажется включенным 8 определенную сюжетную линию: сказку, обряд и пр.
  4. Поскольку предметы материальной культуры нередко явля­ется носителями утилитарной и символической нагрузки, стано­вится понятным, почему в музее достаточно успешно проходят тематические занятия не только по народоведению, но и по истории литературе, религиоведению, экологии и другим образовательным дисциплинам.
  5. Специфические формы работы музея отражает особая дис­циплина - музейное дело. Учащиеся средних и старших классов обязательно должны освоить ее. Специалисты помогут им прибре­сти умения:

· В организации поисково-исследовательской деятельности.

· В экскурсионно-просветительской работе.

· В налаживании связи с государственными музеями и обществен­ностью.

Постоянный актив музея, избранный из числа учащихся или родителей (если это детский сад), будет призван регулярно:

  • Пополнять фонды музея путем организации походов, экспедиций, исследований учащихся, воспитанников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, уста­навливать связи с другими музеями.
  • Проводить сбор необходимых материалов на основании предва­рительного изучения литературы и других источников по соот­ветствующей тематике.
  • Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение.
  • Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок.
  • Проводить экскурсии для учащихся, родителей, работников шеф­ствующих предприятий и других гостей учреждения.
  • Оказывать содействие учителям в использовании музейных ма­териалов в учебном процессе.

Театральная деятельность:

Для того чтобы стимулировать деятельность детей и помочь им реализовать свои творческие способности, можно создать театр этнографической куклы. Театр — синкретический вид искусства. С одной стороны, он позволит сфокусировать вокруг себя множе­ство творческих мастерских по изготовлению реквизита и подготовке спектакля:

  • Историко-этнографический костюм.
  • Театральная этнографическая кукла.
  • Архитектура, ландшафт и предметы быта в оформлении сцены.
  • Музыка и пение.
  • Сценическое мастерство.

А с другой стороны, ввиду своей познавательной направленно­сти, театр потребует от участников серьезной теоретической под­готовки (лекторий, обязательный для всех участников мастерских; самостоятельная поисковая работа и т.д.). Наличие общей цели -подготовка к спектаклю - сплотит детей, работающих в разных мастерских, даст им возможность пожить в образе представителя другой национальности и скорее всего изменит систему этнических стереотипов в восприятии «нас» и «не нас» в современном мире.

Поисковые задания.

Примерные темы поисковых заданий:

  • «Старинные и памятные вещи в нашей семье».
  • «Народное декоративно-прикладное искусство» (создание экспо­зиции).
  • «Народные афоризмы - тайны и чудеса родного языка».
  • «Многонациональный Ставрополь».
  • «Общее и особенное в играх разных народов».
  • «Тайны народных сказок».
  • «Традиции и обряды, связанные со строительством жилья» [13].

4. Система организации толерантного, этнокультурного воспитания детей

в условиях летнего детского лагеря

Огромные возможности для развития творческого по­тенциала личности и развертывания отношений заложены в жизнедеятельности детей в свободное время. В это время организация деятельности, ее характер, вид, форма и т. д. совершаются личностью добровольно, в связи с чем эта де­ятельность превращается в регулятор развития ее интересов и способностей.