Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происходит в процессе проживания (по В. П. Бедерхановой), т. е. погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное деятельностное поле [9].
Игра как индивидуальный и групповой вид деятельности, обусловленный ведущими потребностями детей в движении, общении, познании и саморегуляции, стимулирует физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствует становлению интеллекта личности, обогащению форм социального, культурного поведения и выбору новых форм общения в раскованном поведении в условиях свободы выбора.
Ценность любой игры определяется тем, насколько она способствует развитию в детях позитивного отношения к действительности; к различным религиям, культурам, языкам, национальностям; проявлению физических, умственных возможностей детей разного возраста. Ценность игры заключается в том, что она обеспечивает широкое пространство и оптимальные условия для снятия всех разделительных барьеров в межличностном отношении, и прежде всего, межнациональных. (Правда, особую опасность сегодня вызывает популярность игр, в правилах которых проповедуется насилие, пропагандируется милитаризм, национализм и шовинизм.)
В зависимости от того, какой игре отдается предпочтение, каково ее содержание, какую роль в ней играет взрослый, какую позицию по отношению к ней занимает ребенок, игра может оказать или не оказать существенное влияние на развитие тех или иных качеств личности. Именно поэтому необходимо учитывать основополагающие принципы, при которых игра может выступать средством гуманизации социальных отношений в любом детском коллективе.
В процессе подготовки к смене педагогический коллектив должен заранее разработать игры, конкурсы, продумать, каким образом максимально быстро включить детей в совместную жизнедеятельность: продумать многоуровневую систему стимулирования с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных усилий участников, через работу творческих групп, мозговые атаки формировать инициативный костяк для разработки дел, определить правила, ритуалы и т.п., систематически корректировать деятельность лагеря, продумать систему диагностики детей, анализа собственной деятельности и деятельности педагогического коллектива [9].
Для осуществления полноценного функционирования смены педагогические группы должны формироваться по возрастному принципу (работа с детьми младшего, среднего и старшего возраста); по инициативным группам (кто с кем какое дело разрабатывает и готовит), по профилю: туризм, спорт, интеллект, прикладное творчество и т. д.
При всем разнообразии мероприятий, насыщенности используемых приемов важна устойчивость главных форм работы с детьми. Мы имеем в виду разнообразные виды деятельности детей, которые предусматривают как коллективную работу (клубы, советы, творческие тематические дни), так и индивидуальную (досуг, конкурсы, мастерские, практикумы).
В мастерских основополагающим принципом является познавательный аспект. Набор мастерских определяется не столько количеством и формами их проведения, сколько возможностью удовлетворить запрос на развитие разнообразных способностей и интересов. Здесь сочетается когнитивный и деятельностный аспекты обучения. Содержание мастерских предполагает параллельное знакомство с историческим материалом по интересующей проблеме и практические занятия по использованию, применению теоретических знаний в работе.
Целью клубов является самореализация участников через общение. В детском оздоровительном лагере можно предложить следующий перечень клубов:
Большую роль в развитии детей играют вариативные мероприятия: тематические дни, конкурсы, состязания и др. Тематические дни — это время, когда в творческой форме участники представляют свое видение предложенных тем.
Конкурсы-состязания — форма деятельности, позволяющая детям показать другим ценность тех знаний, умений и навыков, которые они приобрели на занятиях в мастерских и в клубах и убедиться самим в этих ценностях [9].
При внимании к организационным формам, стремлении к разнообразию главным остается содержательное наполнение мероприятий, обеспечивающих не только физическое закаливание, интеллектуальный рост, развитие творческих способностей, но прежде всего научение их высоким нормам межличностных отношений на всех уровнях, привитие им человеколюбия, воспитание доброжелательности, толерантности в самом широком ее понимании.
В условиях усложнения межэтнических отношений особое внимание в лагере следует уделять проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспитанию доверия и уважительности к детям разных национальностей.
Опыт показывает, что лагерь создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при условии, если педагоги ориентированы на формирование межэтнических контактов детей и развитие их толерантности.
Значимым достижением является не только создание в лагере «толерантного» климата, но и обеспечение его сохранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами.
Одним словом, как показывают исследования и экспериментальная работа в лагере, каждая форма организации жизни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения [9].
Словарь терминов
Ассимиляция - процесс поглощения одной культуры другой.
Интеграция — пример сохранения различными народами (этносами) собственной культурной идентичности, оказываясь в то же время включенными в некое поликультурное сообщество, объединенное на значимом для них основании.
Интолерантность – проявляется как повышенная чувствительность к лицам другой национальности, когда предметом чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор.
Ксенофобия – боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимается как источник опасности (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по разным параметрам, от уровня жизни до сексуальной ориентации)
Межэтническое взаимодействие – разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.
Межэтническое взаимопонимание – этот состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия.
Проблематизация — это искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.
Сегрегация — это ситуация обособленного, автономного существования и развития этнических групп.
Социально-психологическая устойчивость -
Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающиеся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.
Этническая толерантность - отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.
Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и посики устойчивых социально-психологических ниш по этническому критерию.
Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактульности этничности.
Этническая социализация – воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность.
Этноэгоизм – данный тип идентичности выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом решать проблемы за «чужой» счет.