Из сочинения М.М. Сперанского «Введение к Уложению государственных законов»
«…Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохи образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на которой стоит государство… Никакое правительство, с духом времени несообразное, против всемощного его действия устоять не может… Если физическая власть осталась в прежнем положении, то… моральная ослабела. Все меры правительства, требующие не физического, но морального повиновения, не могут иметь действия… Одна есть истинная сему причина: образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления… Все жалуются на запутанность и смешение гражданских наших законов. Но каким образом можно исправить и установить их без твердых законов государственных? ... К чему гражданские законы, когда скрижали их каждый день могут быть разбиты о первый камень самовластия? … настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и … настало время переменить ее…»
Из сочинения Н.М. Карамзина «Записка о древней и новой России»
«Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменою государственного Устава она гибла и должна погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои собственные гражданские пользы. Что, кроме единовластия, неограниченного, может в сей махине производить единство действия? Россия наполнена недовольными: жалуются в палатах и в хижинах…одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи. Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того изобретение различных министерств, учреждение совета и проч. Дела не лучше производятся – только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны…»
Выполнение заданий и ответы на вопросы,
представленные так, как это требуется в задании
Задание считается выполненным, если он письменно оформлен верно (в других случаях, он не рассматривается. Ответ должен быть кратким и понятным.
Задание 1. Согласны ли Вы, что XIII в. был периодом «самого ужасного потрясения» для Древней Руси?
Оформите ответ письменно следующим образом.
Я считаю______________________, так как: 1)____________; 2)________________; 3)_________________.
Задание 2. Сравните крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева.
Оформите ответ письменно следующим образом: крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева имели: различия: 1__________________. 2____________________.3_________________.
Общие черты:1____________.2______________.3_____________.
Задание 3. Все реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина разложите по трем главным направлениям этих реформ.
Оформите ответ письменно следующим образом: реформы С.Ю. Витте проводились по следующим направлениям:_________________, __________________________, ________________________________.
Реформы П.А. Столыпина планировалось проводить по следующим направлениям:_______________________________________, _____________________________, _____________________________.
Задание 4. Оцените полицентризм в истории древнерусской государственности с точки зрения его значения для развития древнерусских княжеств.
Исторический материал для справок см. ниже – в следующем задании.
Формально – логическая модель документа
Это значит схематическое или графическое упражнение по источнику. К ним относятся составление схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление плакатов, стендов, выполнение зарисовок, комиксов по теме лабораторной работы, или по предложенному документу.
Задание 1. Составьте формально-логический анализ источниковедческого материала.
Из «Русской Правды»:
«Правда Ярослава»
«Статья 1. Если убьет свободный свободного, то (имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает и не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого, если убитый русин, или ябедник, или купчина, если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен.»
Русин – житель южной Руси, словенин – житель Новгородской Руси. Ябедник – княжеский судья.
«Статья 2. Если кто будет избит до крови или синяков, то ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может – делу конец; если же он не может за себя (обидчику) отомстить, то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю.
«Статья 12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшее в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду».
«Правда Ярославичей»
«Статья 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят, а за княжеского подъездного 80 гривен.
Статья 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый».
Вира – плата в пользу князя за убийство свободного человека.
«Статья 21. А за княжеского тиуна 80 гривен.
Статья 22.За княжеского сельского старосту или полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
Статья 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
Статья 33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен».
Статья 41….А из 12 гривен поймавшему вора 79 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен».
Пространная редакция «Русской Правды»
«Статья 11. А за убийство сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.
Статьи 102 – 105. О холопстве. Холопство табельное (полное) троякого вида: если кто купит до полгривны в присутствии свидетелей… кто женится на рабе без договора …кто поступит в тиуны и ключники (господина) без договора с ним… А за ссуду с хлебом с любым придатком человек не становится холопом…если же отработает, то ничем больше не обязан».
Из «Изборника» 1076 г.:
«Смотри на себя, иных не осуждая, ибо много в нас того, что осуждаем в других.
Внимательно вслушиваясь, обдуманно отвечай, и если умный готов у тебя ответ – отвечай собеседнику, если же нет – возложи руку твою на уста твои; и слава и бесчестие – в разговоре, и язык человека – враг его.
Если захочешь, чадо, научишься, и если вложишь душу свою – будешь разумен, и если полюбишь слушать – все получишь, и если преклонишь ухо свое – станешь мудрым.
Богатство, в котором нет греха, - добро… Завистливому человеку не пристало богатство: разве тот, кто к себе зол, к другому будет ли добр?
От многих яств возникает недуг, и пресыщение доведет до кручины, от пресыщения многие умерли – об этом помнящий продлит свою жизнь.
Чадо, не ходи на бесполезные сборища и не радуйся невеждам, т.е. нечестивым.
Работник-пьяница не разбогатеет.
Услышал тайное слово – пусть умрет с тобою, да не всякому слову веру давай.
Не оставляй старого друга, ибо новый его не заменит».
Задание 2: Составьте формально-логическое изображение исторического материала, которому посвящен текст исторической статьи Политические центры феодальной раздробленности на Руси»
Владимиро-Суздальское княжество
Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.
Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.
Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы. В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха - Юрий (1125 - 1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище "Долгорукий". Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях.
Постепенно Владимиро-Суздальское, а позднее Московское княжество стало центральным в Русском государстве.
Галицко-Волынское княжество
Юго-западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. На территории Галицко-Волынской земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем.