Важно, чтобы знанием проблем и необходимых мер безопасности общества в новой эпохе руководствовался каждый гражданин в его общественной жизни, хотя бы во время голосования при выборах политиков - лидеров общества.
Задачи безопасности встают ежедневно перед каждым человеком, каждый человек, становясь работником, должен знать и рассчитывать возможные последствия своих действий, преобразующих среду, чётко представляя себе все процессы в системах с сообществами всех уровней. Вступая в созидательную (или разрушительную?) жизнедеятельность, надо научиться рассматривать себя как субъекта безопасности. При этом в новой эпохе знания каждого человека, необходимые для обеспечения безопасности, должны базироваться на чётких представлениях о процессах, протекающих в сложных системах, включающих большое число природных, социальных, техногенных компонентов, и на осознании своей личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности.
Решение проблем национального и глобального уровней включает в себя организованные защитные мероприятия в масштабах данного сообщества (позволяющие индивидам реализовать достигнутый этим сообществом уровень безопасности) и меры предотвращения опасных и чрезвычайных ситуаций (для повышения достигнутого сообществом уровня безопасности).
Решение задач безопасности низших уровней носит характер конкретных действий индивида и группы, вызванных необходимостью защиты в сложившейся опасной ситуации. В предотвращении опасных и чрезвычайных ситуаций эти субъекты лишь принимают участие в составе субъектов более высоких уровней.
Проблемы безопасности объектов следующих уровней отдельными людьми и коллективами непосредственно не решаются, однако, при решении всех задач низших уровней (личных, групповых, профессиональных) их необходимо знать и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности выработанными обществом мерами безопасности.
Предотвращение осуществляется с помощью преобразования окружающей среды и «управления» (как говорят политики) жизнедеятельностью общества, преобразующей окружающую среду и сознание индивидов (уместно напомнить, что В.И.Вернадский отметил: жизнедеятельностью общества невозможно управлять, его можно только направлять; при этом в новой эпохе особого внимания «управляющих» требует преобразование сознания личности и общества в области обеспечения своей безопасности).
Краткий итог. Возможности реального решения проблем безопасности общества находятся в руках государства. Однако в новой эпохе каждому человеку необходимо действовать как субъекту безопасности всех уровней общества.
2.6. Условия безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
как общий интерес
Личный интерес. Проблемы безопасности общества, включившие в себя в новой эпохе кроме национальных и глобальные проблемы, касаются каждого человека.
Опираясь на предыдущие выводы о зависимости уровня безопасности личности как от её рационального поведения, так и от уровня безопасности сообщества, а также на элементы теории вероятности, можно записать, что общая защищённость конкретной личности Зобщ (вероятность доживания до сроков биологической продолжительности жизни) определяется произведением
Зобщ = Зинд Х Зсооб,
где Зинд – индивидуальная защищённость, как результат «безопасного» поведения;
Зсооб – защищённость сообщества, к которому относится данная личность, зависящая от его жизнеспособности.
До наступления новой эпохи Зсооб относилась к национальной безопасности. В новой эпохе появились глобальные угрозы всему человечеству, сообществу более высокого уровня, к которому относится и каждая нация, и каждая личность. Поэтому наряду с национальной защищённостью теперь необходимо рассматривать также защищённость глобальную (вероятность выживания человечества в ближайшие десятилетия новой эпохи):
Зсооб = Знац Х Зглоб,
где Знац – защищённость народа, нации в новой эпохе;
Зглоб – защищённость человечества в целом.
То-есть, теперь выражение для Зобщ приобретает вид:
Зобщ = Зинд Х Знац Х Зглоб
Пример. Предположим, что какая-либо личность сможет безопасным поведением и индивидуальными мерами обеспечить себе индивидуальную защищённость Зинд с вероятностью 1,00 (здоровый образ жизни, экологически чистое питание, коттедж за городом в экологически чистой местности, солидная личная охрана и т.п.). При уровне национальной безопасности Знац = 0,5 (по не самым худшим статистическим прогнозам к 2050 г. население России составит ~80 млн. человек, т.е. около половины сегодняшней численности; по мнению бывшей премьер-министра Великобритании М.Тэтчер, в условиях интегрированной мировой экономики для России вполне достаточно 15 млн. населения, что вообще соответствует величине Знац = 0,1) и при глобальной защищённости от катастрофы Зглоб = 0,5 (называемая многими учёными величина) общая защищённость данной личности Зобщ составит по теории вероятности
Зобщ = 1,00 Х 0,5 Х 0,5 = 0,25 (!)
Это означает, что не спасёт нашу личность её индивидуальная защищённость ни от национальной катастрофы (типа тотального поражения в войне или Чернобыльской аварии), ни от глобальной (типа ядерной войны), если их не предотвратить.
Итог: личный интерес каждой личности распространяется на безопасность общества, как на национальном, так и на глобальном уровнях.
Компромисс интересов на основе общего. Реальность заключается в том, что между интересами личности, общества и его слоёв, государства и человечества в целом существуют естественные конфликты. Каждый из этих субъектов имеет свою цель. Но результат, т.е. степень достижения цели, зависит не только от собственных действий субъекта, но и от действий других субъектов. Стремясь достичь своих целей, субъект должен согласовать свои действия с другими, чем-то поступиться, чтобы действия этих других не оказались направленными против его действий. Согласование своих действий с другими, необходимость чем-то поступиться представляет собой компромисс (compromissum – лат., соглашение между различными мнениями, достигнутое путём взаимных уступок). Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между людьми: между индивидами, между народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли и т.д.
В общем случае решения быть не может – не существует стандартного способа согласования несовпадающих интересов различных субъектов. Однако существует класс систем (субъектов), в которых отыскание компромисса принципиально возможно. Положение, когда у субъектов есть общая цель, Н.Н.Моисеев назвал ситуацией «путешественников в одной лодке», у которых помимо собственных интересов есть ещё один общий – доплыть до берега. Лодка одна, и успех этого общего дела зависит от общих усилий. Значит, имеются предпосылки для компромисса. Конечно, надо ещё определить необходимые, устраивающие всех условия, но это вопрос согласования, а не принципиальный.
Как упоминалось, компромисс между интересами личности и общества в рамках нации выработан веками и заключается в нормах национальной морали и нравственности – основе существования сообщества. Признание всеми членами сообщества общих норм жизнедеятельности, следование этим нормам, предписывающим в определённых (не обязательно экстремальных) ситуациях предпочитать общественные интересы личным, является главным условием жизнеспособности сообщества. При создании государства компромисс интересов оформляется в виде законов государства, которые обязан выполнять и соблюдать каждый гражданин этого государства.
В новой ситуации на планете очень важно нахождение компромисса между интересами стран, государств и человечества в целом, так как многие страны сегодня не выполняют научно обоснованных рекомендаций ООН по переходу на устойчивое развитие. Причины разные:
- отсталые страны считают несправедливым ограничение их развития по пути, уже пройденному странами развитыми, пути, который обеспечивает современный комфорт населению и современные гарантии национальной безопасности (в виде, например, ядерных «сил сдерживания»),
- развитые страны, финансирующие деятельность ООН, желают формировать её рекомендации по принципу «кто платит – тот и заказывает музыку», а «музыка», по их мнению, должна давать им определённые преимущества. Так появляется понятие «двойного стандарта» – что нельзя развивающимся, то можно им, развитым.
По-видимому, для перехода к обязательности исполнения принимаемых ООН рекомендаций по проблемам глобальной безопасности должно пройти какое-то время, должны произойти настораживающие события, которые изменят общее отношение к этому вопросу (как отмечал ещё в 70-ых годах Форрестер). Сегодня ясно, однако, что только такая обязательность, подкреплённая единством понимания всеми жителями планеты судьбоносности выполнения принимаемых ООН рекомендаций, может в какой-то степени гарантировать дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Так же, как и в случае компромиссов между личностью и сообществом на этническом уровне, в основе компромиссов между государствами недостаточно иметь формальные международные соглашения. Необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы всё население планеты выработало, признало и руководствовалось в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей (они должны быть определены всем мировым сообществом, а не навязаны какими-либо странами в одностороннем порядке).