Краткий итог. Современные тенденции общественного развития: демократизация общества, глобализация, столкновение цивилизаций. С ними возникают новые угрозы безопасности наций и глобальные угрозы человечеству.
Черты глобализации
Глобальное информационное пространство. С возникновением человека, как общественного субъекта, на основе индивидуальных сознаний и обмена информацией появилось информационное пространство (поле) сообщества и общественное мнение, которые можно рассматривать как реально существующие явления. Более того, они не просто существуют, но и обладают обратным влиянием на сознания индивидов. Благодаря этому обратному влиянию формируются механизмы преобразования общественных интересов в первые личные – механизмы преодоления отмечавшегося выше противоречия между интересами индивида и общества.
Масштабы локальных информационных полей и скорости обмена информацией между ячейками росли с ростом масштабов сообществ. Росли также скорости обмена информацией между сознанием индивида и информационным полем сообщества.
В настоящее время, интегрируясь посредством стремительно растущих средств коммуникаций и хранения информации (радио, ТВ, Интернет, компьютерные базы данных), информационные поля сообществ сливаются в мощное, единое, работающее в режиме «on-line» (мгновенно), глобальное информационное пространство человечества. Современная информатизация мирового сообщества - естественный процесс третьей волны цивилизации. Формируется информационное общество, в котором более 50% населения занято в сфере работ с информацией, как в США (там в сельском хозяйстве заняты 1,5-2% населения, в промышленности - ~25%, остальные – в сфере обслуживания).
Информационное пространство мира может функционировать в разных режимах: идеальном и реальных. При идеальном режиме реализуются разнонаправленные цели участников информационного обмена, что обеспечивает им свободу генерирования и выбора информации. Но при наличии преимуществ у некоторых государств, лидеров, бизнес-структур (развитые технологии, финансовые средства) информационное пространство может быть использовано (уже используется) для информационного прессинга и достижения частных целей в крупных и глобальных масштабах, т.е. может служить инструментом манипуляции сознанием масс. Другим реальным режимом может стать режим резонанса (многократного увеличения эффекта) при появлении сообщения, затрагивающего коренные интересы множества людей. Информационный резонанс может породить социальные последствия непредсказуемого масштаба. Пример – реакция мирового сообщества на акцию террора в Нью-Йорке в сентябре 2001 года, организовав которую, а затем опираясь на неё, США начали целую серию войн колониального типа.
Информационное пространство мира, с одной стороны, способствует взаимообогащению культур цивилизаций с усилением связей между личностями, обществами и государствами. С другой стороны, оно размывает разнообразие культур цивилизаций и суверенность государств, что представляет серьёзную угрозу как для последних, так и для человечества в целом. Это двустороннее влияние информатизации должно быть учтено при современном решении проблемы обеспечения национальной безопасности.
Транснациональная экономика. Развитие научно-технического прогресса, средств коммуникаций и транспорта повлекло за собой расширение товарного производства и обмена, интенсификацию временных и постоянных перемещений населения. Согласно анализам Н.Н.Моисеева с 60-х годов XX века началась общая экономическая перестройка мира и происходит с тех пор с возрастающей скоростью. Реализация сверхпроизводительных, сверхточных, сверхчистых и других «сверхтехнологий» в сочетании с современными информационными технологиями предъявляет сверхжёсткие требования к технологической дисциплине, нуждается в качественно новом уровне образованности и дисциплины работников. Они не укладываются в старые организационные рамки и нуждаются в новых структурах организации человеческой деятельности, их перестройке, носящей революционный и общепланетарный характер. Последнее особенно существенно и влечет за собой перестройку самой структуры общества, меняет природу и взаимоотношения социальных групп.
Национальные экономики, т.e. производство, товарный и денежный обороты стран, постепенно стали терять свою независимость и объединяться в единый общепланетарный экономический организм с системой рыночного регулирования, называемой системой свободного предпринимательства. Решающую роль в результате стихийного процесса самоорганизации стали играть транснациональные корпорации (ТНК). За последние десятилетия возникла совокупность 37 тысяч ТНК, имеющих около 200 тысяч филиалов. Они образуют единую систему, охватившую всю планету и владеющую третью всех производственных фондов планеты, производящую около половины общепланетарного продукта, осуществляющую более половины внешнеторгового оборота, более 80% торговли высшими технологиями и контролирующую более 90% вывоза капитала. За последние два десятилетия объём внешней торговли увеличился на планете не в 2-3 раза, как объем промышленного производства, а в 10 раз. Это показывает, насколько распространилось международное разделение труда.
Рынок - обмен товарами и капиталами - через ТНК приобрел всемирный характер, в котором успех стала определять общественная производительность труда. Страны разделились на группы быстро прогрессирующих, производительность труда в которых выше средней общепланетарной, и группы отсталых стран с производительностью ниже среднего уровня. При этом рынок, международная конкуренция стали беспощадно подавлять промышленность отсталых стран. Мировой характер экономической системы означает, что национальные экономики стали открытыми: капиталы и технологии через ТНК теперь легко перетекают из одной страны в другую. Менеджеры ТНК имеют целью максимальную прибыль, им нет дела до национальных интересов (рабочие места в стране, честная уплата налогов, инвестиции в национальную экономику и т.п.). Они концентрируют производство в тех странах, где общественная производительность труда более высокая, а стоимость труда – более низкая, где вкладывать деньги выгоднее. Это касается любых денег, в том числе денег тех стран, которые называются отсталыми. Значит, эти страны будут лишаться не только внешних «инвесторов», но и их собственные капиталы неизбежно будут утекать в более благополучные государства. Причем это касается не только денег, но и «мозгов»: наиболее энергичные и талантливые люди тоже начинают эмигрировать в развитые страны, которые становятся своеобразным насосом, откачивающим из отсталых стран все то лучшее, что они имеют.
В результате действия этого «насоса» образуется все углубляющаяся пропасть между государствами. Если лет 20-30 назад отсталые страны было справедливо называть развивающимися, они имели определенные шансы для своего развития и сокращения разрыва с передовыми странами, то теперь отсталые страны, возможно, «отстали навсегда» (пока действует мировой рыночный механизм).
Для того, чтобы в имеющихся условиях какой-либо из стран выбраться из состояния отставания, необходим подъем производительности труда. А для этого нужны значительные капиталовложения и квалифицированные люди. Они нужны не только для перевооружения промышленности и перехода на новые технологии, но в еще большей степени для создания интеллектуального потенциала - без него никакой подъем невозможен. Причем носителем интеллектуального потенциала является не только интеллигенция - ученые, деятели культуры, инженеры, но и многие рабочие специальности, поскольку обслуживание «высших технологий» требует от рабочих инженерной квалификации. Подъем производительности труда могут совершить только те страны, которые способны обеспечить высокий уровень образования и дисциплины населения.
При переходе к устойчивому развитию, когда экономика становится общепланетарной, скорее всего, исключается возможность самостоятельного независимого развития отдельных стран. В интегрированном мире придется жить всем народам и государствам. Им надо приспособиться к новой жизни, учесть экономические угрозы своей национальной безопасности, если они хотят выжить.
Унифицированная культура. Причиной унификации культуры стал прогресс цивилизации: повышение комфортности и унификация условий жизни людей в разных геоклиматических условиях, мощный взаимообмен информацией.
Тенденция унификации культуры проявляется двояко.
Наиболее заметно появление массовой культуры. Её рассадником являются США, где собрались разноязычные искатели «лучшей жизни» (карьеристы), оторвавшиеся от своих культурных сред. Их новые культурные контакты базируются на самых первых (низменных) потребностях. Не случайно там так модны простейшие негритянские музыкальные ритмы и телодвижения. В условиях современного глобального информационного пространства такая «новейшая» культура и для масс (особенно молодёжи) в других странах более доступна и привлекательна, чем традиционные национальные культуры, задающие людям не только права, но и обязанности (и этим обеспечившие своим народам многовековую жизнестойкость).
Как заметил Х.Ортега-и-Гассет, с ростом комфортности жизни проявляются новые черты масс общества: «Безудержный рост жизненных вожделений и неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить... Среди представителей нашей эпохи не найдётся ни одной группы, которая бы не присваивала себе все права и не отрицала обязанностей».
«Новейшая» культура, получившая название массовой, позволяет человеку погрузиться в мир потребления и простейших удовольствий. Такому человеку не до смены парадигмы жизнедеятельности, требуемой для выживания общества в новой эпохе.