Смекни!
smekni.com

Безопасность жизнедеятельности (стр. 28 из 35)

Второе проявление тенденции унификации культуры менее заметно, однако не менее опасно для современного человечества. Как считают культурологи (например, А.Я.Флиер), в новом времени конкуренция индивидов выделяет из общества наиболее образованных и способных людей, владеющих профессией, языками и информационными технологиями. Таким профессионалам всё равно, где жить и работать - в России, в США или Австралии. Это – «люди мира». Среди них, прежде всего, представители транснационального бизнеса, искусства, спорта, информационных технологий. Их «родина» – не какая-либо локальная цивилизация со своей неповторимой культурой, а там, где больше платят. Они являются носителями элитной культуры, культуры «общечеловеческой». Разрыв между такой профессиональной элитой и массами, по мнению культурологов, будет всё нарастать, поскольку образование будет всё более дорогим и труднодоступным. Очевидно, в этом случае грядущая стабилизация численности народонаселения будет происходить за счёт отсталых масс, к каким бы цивилизациям они ни принадлежали. Представленная модель будущего соответствует стремлению разнообразных слоёв элиты выживать в новой эпохе, отделившись от своих масс. Это становится возможным и с помощью смены страны проживания, и в результате образования автономных анклавов внутри собственных стран. Человечество, по мнению культурологов, перед неизбежной стабилизацией численности как бы делится на две ветви. Элита станет новым видом человечества вместо уходящего homo sapiens. Так, перед превращением кроманьонцев в homo sapiens, были вынуждены оставить историческую арену неандертальцы, уступавшие кроманьонцам по приспособленности нравов к условиям эпохи. Нынешние массы – это как бы «новые неандертальцы», обречённые на вымирание. Выполняемая сегодня ими нетворческая работа может быть возложена на роботов.

Появление «элитной» культуры вместо культур национальных тесно связано с деятельностью транснациональных корпораций, глобализирующих экономические связи и подрывающих национальные суверенитеты.

По поводу тенденции унификации культуры можно отметить следующее. Человечество в целом приспосабливалось к изменениям в условиях своего существования за счёт разнообразия национальных культур. Это позволяло в нужный момент выдвигать в лидеры мировой культуры ту из них, которая наиболее соответствует наступающей эпохе. Становление же унифицированной культуры – что элитной, что массовой - порождает целый комплекс угроз. Оно ставит под вопрос и жизнестойкость наций, основанную на своеобразии национальных культур, и способность человечества в целом к приспособлению - в самый ответственный момент его истории.

Международный терроризм. Терроризм – это использование насилия, вплоть до прямых массовых убийств, для достижения политических целей. Любой террор создаёт в обществе чувство незащищённости, его жертвами становятся чаще всего ни в чём неповинные люди. Современный терроризм имеет международный характер и многими считается сегодня основной глобальной угрозой современности, что связано с возможностью применения в террористических актах оружия массового поражения.

Природа современного терроризма не соответствует представлению об исламизме как его источнике, навязываемому общественному мнению через средства массовой информации. В деятельности этих средств ярко проявляется превосходство западной цивилизации в информационных технологиях, в методах манипуляции сознанием. Реальным источником современного терроризма служит отмеченное выше стремление к доминированию западных стран, прежде всего США, обладающих превосходством в развитии и ресурсах. Оно реализуется через «государственный терроризм», который осуществляется во всех сферах жизни общества: явно – в военной сфере (войны в Ираке, Югославии, Афганистане, угрозы нападения Ирану, Северной Корее и др.), а неявно - в сферах информационной, экономической, политической. Это вызывает сопротивление «покоряемых» народов, но у них нет достаточных ресурсов в перечисленных сферах. Поэтому сопротивление выражается в действительно бесчеловечных террористических актах, которые, однако, не более бесчеловечны, чем «государственный терроризм».

В целом, как это ни прискорбно, международный терроризм стал одним из инструментов «столкновения цивилизаций» и реальной угрозой национальной безопасности стран мира.

Краткий итог. Существенными чертами глобализации, порождающей новые угрозы безопасности, являются глобальное информационное пространство, транснациональная экономика, унифицированная культура, международный терроризм.

На пути к сверхобществу

Рассмотренная картина современных особенностей мирового сообщества, характеризующая новые угрозы, составлена в предположении постоянства существующих направлений развития общества. Это предположение не учитывает глобального кризиса человечества и биосферы, требующего перехода к научно обоснованному устойчивому развитию. При этом переходе картина не может не измениться радикально. Анализу современной ситуации в мире и возможных изменений в будущем посвящены размышления А.А.Зиновьева и Н.Н.Моисеева - выдающихся отечественных мыслителей.

Как следует из теоретических обобщений, история человечества с точки зрения национальной безопасности есть история возникновения, эволюции, борьбы и гибели сообществ. В схематизации, предложенной А.А.Зиновьевым, эта история имеет три стадии по уровню социальной организации: предобщества, общества и сверхобщества.

Предобщества характеризуются родовой основой. Это большие семьи, роды, племена, союзы племён.

Общество образуется тогда, когда на какой-то ограниченной территории достаточно большое число людей вынуждается на постоянную совместную жизнь в течение многих поколений не вследствие родственных отношений, как в предобшествах, а по другим причинам. Эти люди образуют группы, имеющие свои частные интересы. Общество возникает как общее для разнородных людей и их групп с различными интересами при условии удовлетворения их частных интересов. Компонентами социальной организации общества служат государство, экономика, идеология. Основная функция государства – обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого (безопасность - можно вспомнить Карамзина). Задача государства состоит в управлении обществом для выполнения основной функции.

На стадии общества формируются и наиболее крупные объединения людей – культурно-исторические типы или цивилизации (локальные). Цивилизация состоит из обществ, между которыми имеются различные контакты, взаимодействия, связи. Какая-то часть из них живёт совместной исторической жизнью. Эта часть меняется: одни общества исчезают, другие появляются. Но во все периоды имеет место совместность, преемственность и взаимное влияние – культурное, экономическое, идеологическое. В результате входящие в данную цивилизацию общества становятся социально однотипными.

Однако эволюция сообществ не закончилась стадией общества. В XX веке начался «великий эволюционный перелом в истории человечества» – переход от стадии обществ к стадии сверхобществ.

Сверхобщество возникает из обществ, на их основе. Над компонентами социальной организации обществ (государствами, экономиками, идеологиями) вырастают сверхгосударство, сверхэкономика, сверхидеология как «надстройка», ограничивающая национальную самобытность и независимость, вводящая некие единые для всех обществ принципы и законы развития. Сверхобщество превращает социальную эволюцию в планируемую разумом человека.

Однако необходимо подчеркнуть: учёные утверждают, что разум человека не всесилен – невозможна такая ноосфера, при которой развитие и человека и природы будет полностью ему подвластно. Разум должен направлять развитие человечества (В.И.Вернадский), т.е. определять рамки безопасности жизнедеятельности, но не управлять жизнедеятельностью народов. Как сказал Л.Н.Толстой: «Если допустить, что жизнь может управляться разумом – то уничтожится сама возможность жизни». Разум человека и естественный отбор совместно должны найти для человечества ограниченную нишу в составе естественной природы биосферы и удерживать мировое сообщество в этой нише.

Два «проекта» сверхобщества. Исторически первым сверхобществом стало то, которое начали строить в СССР после Октябрьской революции 1917 года. Другое сверхобщество зародилось во второй половине XX века в рамках западноевропейской цивилизации. Эти сверхобщества стали «точками роста» в эволюции человечества, вступившими в непримиримую борьбу за мировую гегемонию. Два пути к сверхобществу противоположны по условиям возникновения и основным характеристикам.

В СССР сверхобщество формировалось в условиях революционной, предвоенной, военной и послевоенной разрухи, нищеты, голода, хаоса, дефицита культуры на базе коллективистского менталитета народов русской цивилизации. Сверхобщество складывалось в постоянной борьбе с внешними и внутренними врагами как средство физического выживания народа. Социальная организация обществ, входивших в состав сверхобщества, создавалась усилиями высшей власти - как это имело место в истории России с самого начала её существования. Основами этого сверхобщества, названного А.А.Зиновьевым «коммунистическим», стали: отсутствие частной собственности на средства деятельности общественного значения; обязанность каждого члена общества трудиться в коллективе; социальный статус личности, определяемый положением в коллективе. Этот статус не устраняет социальное и материальное расслоение людей, их неравенство, но сводит их к некоторому минимуму. Важнейшей функцией государства в СССР стали планирование деятельности всех частей общества и контроль за исполнением планов. Структура коммунистического (советского) сверхобщества, формировавшаяся присоединением к нему целого ряда обществ планеты, которые стремились обеспечить свою безопасность ускоренным развитием и объединением, отличалась «горизонтальностью» связей на всех уровнях. Это определялось как идеологией, так и отсутствием человеческого материала с качествами господ, какими в избытке обладают народы западной цивилизации.