Смекни!
smekni.com

Безопасность жизнедеятельности (стр. 29 из 35)

То сверхобщество, которое создал и сейчас стремится расширить Запад, строится как структура «вертикальная». Она базируется на таких чертах западных народов как повышенная склонность к индивидуализму, практицизм, деловитость, расчётливость, конкурентоспособность, авантюристичность, честолюбие, повышенное чувство собственного достоинства, чувство превосходства над другими народами, стремление управлять другими и способность к этому. Люди с такими чертами встречаются у всех народов, но у западных народов их процент выше, чем у других, причём величина этого процента оказалась достаточной, чтобы образовать качественное отличие. Упомянутые качества позволили этим народам ещё во времена великого переселения захватить наиболее благоприятные для проживания места на планете, а в последние столетия определять прогресс человечества в интеллектуальной и материальной культуре. Они дали возможность возвыситься над прочим человечеством за счёт завоеваний, ограблений и колонизации других народов, за счёт эксплуатации всей доступной части планеты в своих корыстных интересах. А отборные слои уже всех народов, обладающие такими качествами, собрались и продолжают собираться в США, что позволило этой стране возглавить формирование сверхобщества данного типа.

В отличие от коммунистического, «западнистское» (термин Зиновьева) сверхобщество строится в условиях баснословного богатства и изобилия. Оно вырастает не по инициативе сверху, а снизу, из всех сфер жизни западных обществ, которые не были ослаблены или разрушены агрессивными соседями, а, наоборот, достигли всестороннего развития и высочайшего уровня. Тут нет насилия и жестокости, какие вследствие условий имели место в случае советского варианта. Функции этих мер выполняют меры экономического принуждения.

Основой «западнистского» сверхобщества является частная собственность. Главными ценностями служат свобода частного предпринимательства и деньги как обобщённый критерий успеха любой деятельности. Вся многомерная шкала человеческих ценностей заменена одномерным денежным измерением. Статус члена общества определяется его «стоимостью» в денежном выражении, вне зависимости от того, как был приобретен его капитал. Основная масса народа с рождения до смерти живёт в атмосфере приоритета частной собственности, стремления иметь её любой ценой, накапливать, охранять, использовать для безграничного наращивания потребления. Стремление сохранять и развивать такой образ жизни объединяет людей «западнистского» сверхобщества.

Захватив глобальное информационное пространство, создав транснациональную экономику и контролируя большую часть мировых ресурсов, внедряя повсюду унифицированную американскую культуру, западный мир выработал стратегию глобализации как покорения человечества. Его сверхобщество предполагает:

· единое мировое правительство с верхушкой «глобального общества» в США;

· второй ряд обществ - страны «золотого миллиарда» (Европа, Япония, Израиль и т.п.);

· остальной мир – современные колонии.

Выработана тактика «западнизации» (более толерантно - «вестернизации»), имеющей целью включить все страны мира в сферу влияния и эксплуатации, присоединить их к западному сверхобществу не в роли равноправных партнёров, а в роли зоны колонизации. В неё вошли меры такого рода. Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны, которую предстоит западнизировать. Дестабилизировать её. Способствовать кризису экономики, государственного аппарата и идеологии. Расколоть население на враждующие группы, атомизировать его, поддержать любые оппозиционные движения, подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои. Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни. Создавать иллюзию, будто западное изобилие достижимо в кратчайшие сроки, если страна встанет на путь преобразований по западному образцу. Заражать народ пороками западного общества, изображая их как проявление подлинной свободы личности. Оказывать экономическую помощь в той мере, в какой это способствует разрушению экономики, порождает паразитизм и создаёт Западу репутацию бескорыстного спасателя от язв прежнего образа жизни. При этом Запад обладает огромной экономической, идеологической и политической мощью, чтобы заставить мирным путём сделать то, что ему нужно. Но в случае надобности Запад не останавливается перед применением оружия, будучи уверен в своём подавляющем превосходстве.

Столкновение двух описанных проектов сверхобщества («холодная война») закончилось победой западного варианта. В этом большую роль сыграло достижение народами коммунистического сверхобщества благополучного уровня жизни, что поставило под вопрос для основной массы населения методы насилия со стороны власти, а представителей последней поманило прелестями потребительства при западном образе жизни. С крахом СССР – второй сверхдержавы мира – планета стала «однополюсной». И началась стремительная западнизация её стран под прикрытием идеологической и пропагандистской дезинформации, манипуляции сознанием людей. Западный тоталитаризм прикрывает свою агрессию лозунгами гуманизма, демократии, свободы, борьбы за права человека, справедливости. А по существу, по своим делам и последствиям, он страшнее и опаснее гитлеровского тоталитаризма, бывшего его предварительным вариантом. Он не обнажает себя, масштабнее, располагает неизмеримо большими средствами, имеет поддержку большинства народов западного мира и народов сферы западного влияния, идеологически обманутых или подкупленных подачками. И пока он не встречает серьёзного сопротивления.

Проблема будущего. Теоретически, происходящее и проанализированное А.А.Зиновьевым возникновение сверхобщества при эволюции человечества не случайно. Оно соответствует прозорливому учению В.И.Вернадского о ноосфере, поскольку именно сверхобщество способно в эпоху ноосферы с помощью Коллективного Разума ограничить свободу жизнедеятельности, обеспечив её безопасность. Однако черты «победоносно» формирующегося в настоящее время «западнистского» сверхобщества не согласуются с принципами устойчивого развития, сформулированными ООН в «Повестке дня на XXI век».

Учёные Римского клуба (например, А.Кинг, Б. Шнайдер – «Первая глобальная революция», 1991) отмечали в своих докладах, что устойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой экономики, которая опирается только на действие рыночных сил. Это должно быть общество заботы о сохранении природы и её восстановлении. В равной мере это должно быть общество социальной справедливости, поскольку большие различия в уровне благосостояния и привилегиях могут привести к возникновению губительных разногласий между людьми. Все черты будущего, перечисленные в докладах Римскому клубу, противоречат мировоззренческим взглядам и принципам жизнедеятельности западной цивилизации.

Судя по всему, «западнистское» сверхобщество, не соответствуя обозначенным требованиям устойчивого развития, будет способствовать переходу к устойчивому развитию, который не может произойти одномоментно. Функционирование такого промежуточного сверхобщества приведёт к неизбежному уменьшению численности населения Земного шара (его созидателями предполагается, что за счёт неконкурентоспособных масс, в основном, из колонизированных народов) и соответствует нисходящей ветви расчётного графика динамики народонаселения планеты (Форрестер-Медоуз), относящейся к XXI веку (Рис. 3.6).

Его существование не может не порождать протесты, сопротивление, антизападнистские действия и поиски альтернативы западнизму после периода перехода, характеризуемого жестокостью и беспощадностью по отношению к народам, оказавшимся нежизнеспособными. При этом далеко неясно, какие народы окажутся нежизнеспособными в этот период в конце концов. Возможно, борьба против западнизации приведёт к полному краху не периферию «западнистского» сверхобщества, как хотелось бы созидателям, а его сердцевину, сами западные общества. Так что «окончательная победа» и предстоящее господство Запада не видятся очевидными. Особый же интерес представляют анализы проблемы будущего после перехода к устойчивому развитию.

Согласно представлениям А.А.Зиновьева, реальная альтернатива западнизму, скорее всего, возникнет не стихийно, а как результат сознательно-волевой деятельности людей. И началом этой деятельности должно стать создание новой идеологии. Направленность новой идеологии должна базироваться на отрицании западнизма (что не есть негативное отношение к Западу как к совокупности конкретных стран и народов). Но это не может быть и идеология коммунизма, приобретшая в сознании большинства людей прочный негативный смысл. Она не может ориентироваться на какие-то чётко определённые классы и слои, как это было с марксизмом. Новая идеология должна будет создать новый идеал социальной организации, построенный на уроках предыдущих сверхобществ и достижениях науки. Авторы новой идеологии могут появиться только из интернациональной среды новых поколений со сравнительно высоким уровнем образования, культуры, нравственности - из интеллектуальной, творческой и деловой элиты, обеспокоенной гибельными последствиями господствующего направления эволюции человечества. Чтобы идеологическое учение смогло выжить и сыграть заметную роль, должна появиться организованная группа людей, которые принимают это учение как свои убеждения и готовы посвятить свои силы и свою жизнь защите и пропаганде его. Эти люди не должны участвовать в мелочной общественно-политической суете в рамках существующей социальной организации. У них более значительная цель эпохального масштаба. И даже после появления такой организованной группы людей (по Гумилёву – пассионариев) требуется историческое терпение, ибо их деятельность может принести желаемые плоды лишь через много лет, возможно – десятилетий.