Таким образом, эпоха ноосферы, по Вернадскому, будет характеризоваться двумя главными особенностями: геологических масштабов технологиями и подчинением жизнедеятельности человечества его обобщённому Разуму. Последняя особенность чрезвычайно важна. Ведь применение или даже проба новых мощных технологий, как и необдуманное применение привычных технологий в разросшихся масштабах применения, может привести не к ошибке, которую можно затем исправить, а к необратимой катастрофе. Нельзя не учитывать также наличие среди людей геростратов и гитлеров, способных в своих безумных целях с использованием мощных технологий вовлечь в катастрофу всё человечество. Всё это позволяет сделать вывод о том, что главной особенностью новой, постиндустриальной эпохи – эпохи ноосферы – будет (должен быть) приоритет безопасности жизнедеятельности, который может быть обеспечен только новыми мировоззрением, образом жизни, направленностью и характером жизнедеятельности людей.
Краткий итог. Достижение технологиями человека мощности геологических процессов предопределяет неизбежность прихода новой эпохи развития цивилизации (эпохи ноосферы). В ней необходимо ограничить Разумом жизнедеятельность общества, обеспечивая её безопасность.
Демографический взрыв и перспективы
Достижения цивилизации, которые зародили фантастическое представление о возможности создания техносферы, как рукотворной комфортной среды обитания человека, вместо естественной окружающей среды с её природными опасностями, одновременно повлекли за собой возникновение целого ряда серьёзнейших проблем, связанных с безопасностью человека. Становятся реальными опасности исчерпания природных ресурсов, служащих основой современных технологий, опасности экологических катастроф от загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и т.п. Но самой первой человечеством была осознана глобальная демографическая проблема. Ускорение прогресса стало основой высоких темпов, с которыми растёт численность народонаселения Земного шара. На противоречие между ростом народонаселения и ограниченностью ресурсов планеты обратил внимание ещё на рубеже XVIII-XIX веков английский учёный Т.Мальтус. Согласно его теоретическим изысканиям количество людей на Земле растёт по закону геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – по закону прогрессии арифметической. Образуются ножницы, и балансировке численности населения и количества продуктов питания служат голод и войны, уничтожающие «излишек» населения.
Теория Мальтуса поразила современников своей «бесчеловечностью», и многие учёные в течение почти двух столетий подвергали её уничтожающей критике. Однако проблема угрожающего роста народонаселения постоянно смущала мыслителей. К примеру, Л.Н.Толстой был постоянно одержим мыслями о стремительном и грозном увеличении числа людей. В его дневниках оказались такие записи: «Животные поедают друг друга, и потому им надо размножаться, и размножение может быть идеалом для кроликов – поедание и размножение взаимно ограничиваются. У людей же, освободившихся от поедания другими животными, размножение ничем не может быть ограничено, кроме сознания добра, совершенствования… Как ужасно безнравственно и просто глупо… размножение. Ведь если люди выдумают химическую пищу, то размножение всё-таки дойдёт до того, что будут стоять плечо с плечом».
Д.И.Менделеев в начале 1900-х годов даже провёл расчёты численности населения, которую «может прокормить» Земля. Оценив её в 8 млрд., он утверждал, что при имеющихся на тот момент ~1,3 млрд. опасности преувеличены. Как оказалось, он недооценил стремительности роста – уже через 100 лет человечество вплотную приблизилось к определённому им пределу (Рис. 1.2).
В настоящее время вопрос о «демографическом взрыве», о пределах роста численности населения планеты находится в центре любых обсуждений перспектив новой эпохи. Действительно, представленные в таблице данные говорят о неизбежности изменения существующей закономерности удваивания численности жителей Земли каждые 35-40 лет.
За счёт чего должен прекратиться рост общего количества людей на Земле? По Мальтусу - за счёт голода, войн, эпидемий? Или будет найден другой, не столь безжалостный выход из положения?
Краткий итог. Взрывной рост численности населения Земли не может продолжаться бесконечно вследствие ограниченности ресурсов планеты. Это является второй причиной неизбежности принципиально новой эпохи.
Третья волна цивилизации
Развёрнутую характеристику новой эпохи развития человечества дал американский учёный второй половины XX века Э.Тоффлер, предложивший свою периодизацию истории.
Согласно схематизации Тоффлера после долгого времени практически животного существования за счёт собирательства и охоты (дикости) человечество вступило в эпоху первой волны цивилизации. Эта волна сопровождалась заметным преобразованием окружающей среды. От Китая и Индии до Рима возникали и приходили в упадок локальные цивилизации, базирующиеся на всестороннем использовании земли. Жизнедеятельность, преобразующая природную окружающую среду, заключалась в скотоводстве и земледелии, поэтому волна названа Тоффлером «сельскохозяйственной цивилизацией».
Эпоха второй волны цивилизации началась с так называемой промышленной революции. Преобразующая природную окружающую среду жизнедеятельность стала переориентироваться на создание всё более разнообразных образцов техники и её продуктов. К середине XX века на Земле воцарилась «индустриальная цивилизация».
Со второй половины XX века всё большую роль в жизни и жизнедеятельности человека стала играть информация, что стали называть «информационным взрывом». Костяком грядущего мира становятся ЭВМ и информационные сети, а также космическое производство, атомная энергетика, биоиндустрия. Это третья волна цивилизации – «информационная» (Рис. 1.3.).
Схема Тоффлера позволяет обратить внимание на такие изменения направленности и характера жизнедеятельности, которые кардинально меняют образ жизни всего человечества.
В «сельскохозяйственной цивилизации» господствовало простое разделение труда. Каждая община производила большую часть необходимого, обмен товарами и информацией был минимальным. Как принято говорить, хозяйство было натуральным. Население проживало в сельской местности, распределённо, и, кроме воинов, занималось сельским хозяйством. Масштаб преобразований природной среды был локальным. Образ жизни был тесно связан с природными циклами: вставали с восходом Солнца, ложились спать с его заходом; весной сеяли, осенью собирали урожай и т.п. Семья имела патриархальный характер: муж, жена, многочисленные дети, старики - представляли собой единый «производственный коллектив».
«Индустриальная цивилизация» принесла специализацию труда, связанное с этим массовое производство, рост обмена продуктами труда и информацией, рост потребностей, рост преобразованной жизнедеятельностью окружающей среды – техносферы. Основная часть населения переселилась в города, всё более становящиеся мегаполисами, и занимается производством промышленных товаров и услугами. Преобразование природной среды достигло глобального масштаба. Образ жизни стал определяться производственным циклом: общий распорядок дня, не зависящий от сезонов постоянный характер работы. «Нуклеарная семья»: муж-работник, жена-домохозяйка, пара детей, отдельно живущие старики-пенсионеры.
«Информационная цивилизация» несёт с собой новые грандиозные сдвиги в технологиях, образе жизни, направленности и характере жизнедеятельности. В условиях автоматизации и компьютеризации, чтобы накормить население, теперь требуется 2-3%, чтобы снабдить его промышленными товарами – 20-30%. Остальные люди заняты в сфере услуг и – более 50% - в сфере информации. В информационном обществе большая часть работ может выполняться дома, по терминологии Тоффлера - в «электронном коттедже». Работающие не должны ездить к месту работы, переезжать при смене работы. Они могут просто «войти» в другой компьютер. Уменьшаются энергетические потребности: не нужна энергия в транспорте, многоэтажных офисах или заводских комплексах. Отсутствие необходимости в концентрации энергии будет способствовать применению солнечной, ветряной и других альтернативных энергетических технологий на базе небольших генераторов. Уменьшится потребление невозобновляемых природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Образ жизни становится более свободным, не связанным ни природными условиями, ни производственными ограничениями. Меняются личные отношения между людьми, между мужчиной и женщиной в связи с «эмансипацией»: то, что было причиной трагедий (Катерина в «Грозе» Островского, Анна Каренина у Толстого), уходит в прошлое. С изменением образа жизни изменится и психология людей.
Итак: смена волн означает радикальное изменение направленности и характера жизнедеятельности, образа жизни и психологии человека.