Этот сценарий перекликается с гипотезой культурологов о формировании нового вида человечества вместо уходящего homo sapiens – если к глобальной правящей элите присоединить те части активных слоёв национальных обществ, которые составляют конкурентоспособные творческие работники, объединённые в транснациональные компании. В таком будущем нет места сегодняшним народным массам, в том числе большинству народа русской цивилизации. Так «быть или не быть… России» (Н.Н.Моисеев) – по крайней мере в XXI веке?
Краткий итог. Россия находится в состоянии кризиса развития. Её национальные интересы присутствуют во всех сферах жизнедеятельности, ключевой является духовная сфера. Новые вызовы: проблемы экологии, конкурентоспособности и национального единства.
Внешние угрозы
Представленный анализ национальных интересов в свете особенностей мирового сообщества в новой эпохе позволяет выявить спектр современных внешних угроз национальной безопасности России. При глобальном кризисе цивилизации, информатизации мирового сообщества и его экономической интеграции, стране, стремящейся выжить и занять достойное место в мире, угрожают не только привычные природные опасности, военное вторжение и прямая оккупация агрессивными государствами, как было совсем недавно. Теперь это, в первую очередь:
· общая для всех народов мира угроза экологической катастрофы от использования мощных технологий преобразования природной окружающей среды;
· угрозы информационная, экономическая и экологическая со стороны стран, осуществляющих тактику «западнизации» мирового сообщества;
· угрозы применения оружия массового поражения при международных конфликтах, приобретших масштабы столкновения цивилизаций.
Сложность обстановки заключается в том, что угроза экологической катастрофы требует формирования психологии единства человечества перед лицом небывалой общей опасности, научной разработки и воплощения национальных программ перехода на устойчивое развитие с учётом интересов всех участников мирового сообщества. Однако при этом страны, осуществляющие тактику «западнизации», активно используют сложившуюся ситуацию. Поэтому государства, подвергающиеся их всестороннему давлению (в том числе Россия), в целях выживания не должны забывать о своих собственных национальных интересах в условиях внешних угроз, приобретших беспрецедентный характер. Пока что реальная ситуация недостаточно осознаётся большинством народа. Как справедливо замечено, люди обычно по инерции ориентируются на условия прошлых времён – например, военные, которые «как правило, готовятся к прошлой войне». Поэтому значимость внешних угроз, которые подробно перечислены в Концепции национальной безопасности России, должна быть осознана гражданами страны с позиций, прежде всего, столкновения и судьбы цивилизаций и народов в предстоящем периоде перехода к устойчивому развитию с его неизбежной «стабилизацией» численности человечества.
Так, информационная угроза со стороны стран, стремящихся к доминированию, связана не просто с «вытеснением России с внешнего и внутреннего информационного рынка», с безликим «воздействием на информационную сферу страны», с «несанкционированным доступом к информационным ресурсам» (формулировки Концепции), но - с опасностью утраты Россией единой национальной культуры и, далее, единства и жизнеспособности нации. Исходит она от захвата глобального информационного пространства мира западной цивилизацией и пропагандой унифицированной массовой культуры, «американского образа жизни», прелестей «общества потребления» с помощью созданных ею технологий.
Экономическая и экологическая угрозы представляют собой возможность подчинения экономики России мировой экономике на правах ресурсного и экологического донора, использования территории страны для размещения экологически вредных производств и отходов. Следует осознать, что ведут эти угрозы не просто к неким «ущербам», но, фактически, к геноциду многонациональной русской нации в новой эпохе (например, перевозка и хранение ядерных отходов в «надёжных» вагонах и хранилищах при вполне возможных террористических актах способны мгновенно создавать удесятерённые Чернобыли).
Комплекс мощных взаимосвязанных угроз со стороны стран Запада поддерживается угрозой локального военно-полицейского наказания в случае сопротивления «мирным» средствам давления (по примеру Югославии или Ирака), усиливающейся по мере старения советских ракетно-ядерных сил обороны. Надо понимать, что такое «наказание» приведёт к разгрому страны и, опять же, к геноциду населения в новой эпохе.
Другие угрозы.
В конце XX - начале XXI века в мире появились угрозы масштабного терроризма из-за стремления отсталых народов нецивилизованным способом противостоять экспансии «цивилизованных» стран. Эти угрозы непрерывно транслируются средствами массовой информации, но надо видеть все особенности происходящего. С одной стороны, призывы США к совместной борьбе против «мирового» (читай исламского) терроризма направлены на инициирование столкновения других цивилизаций в интересах Запада. С другой стороны, для многонациональной федеративной России угроза терроризма действительно опасна через связь центров мирового терроризма (возникших, в основном, с подачи США) с внутренним терроризмом националистических шовинистов.
Традиционные внешние угрозы военного характера в виде пограничных конфликтов и вооружённого захвата территорий России, богатых ресурсами, продолжают существовать со стороны стран, наращивающих численность своего населения вопреки тенденциям новой эпохи. Военные угрозы требуют постоянного внимания к военной подготовке молодёжи и к вопросам вооружения, соответствующего современным условиям.
Не меньшей угрозой является и мирная диффузия населения соседних стран на территорию России, преобразующая этнический состав и основы русской цивилизации.
Краткий итог. Внешние угрозы национальной безопасности в новой эпохе приобрели новый характер. В официальной Концепции национальной безопасности России на первое место поставлены экономические и военные угрозы, однако «холодная война» была проиграна великой державой СССР в информационной сфере при атаке на ментальные и культурные основы нации. В число внешних угроз вошли возможность замещения коренного населения соседними этносами с другой культурой, а также угроза глобальной катастрофы.
Внутренние угрозы
В официальной Концепции национальной безопасности России перечислен широкий спектр внутренних угроз, вызванных кризисным состоянием отечественной экономики и несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества. Вот неполный перечень из этого документа:
1. Долговременный экономический спад,
2. Криминализация общества на всех его уровнях, включая коррупцию бюрократов,
3. Ориентация на торговлю сырьевыми ресурсами с потерей отечественных технологий высокого уровня (авиа- и ракетостроение, станкостроение, информатика и т.п.),
4. Отток за рубеж капиталов, специалистов и интеллектуальной собственности,
5. Угрожающие государственные долги,
6. Резкое нарастание опасностей эколого-техногенных чрезвычайных ситуаций (из-за недостатка средств на их предотвращение при приближении к выходу из строя изношенных производственных и хозяйственных фондов, лишённых технического обслуживания),
7. Массовая физическая деградация (из-за развала системы физической культуры и здравоохранения, роста алкоголизма и наркомании),
8. Националистический терроризм и опасность дальнейшего распада страны.
Системный анализ позволяет выявить коренные внутренние угрозы, которые служат основой большинства остальных. Так, уровень развития экономики, обеспечивающий достойные условия существования и развития народа в современном мире (согласно Концепции национальной безопасности – это ключевая сфера интересов), определяется показателями общественной производительности труда. Эти показатели (по сравнению с мировыми) зависят от многих факторов, таких как уровень образования, дисциплина труда, капиталовложения, обеспечивающие наличие передовых технологий и т.д. Для того, чтобы в сложившихся условиях выбраться из состояния отставания, народу России необходим подъём общей производительности труда. Одни организаторы (предприниматели, менеджеры, юристы, экономисты) и работники сферы услуг, ставшие процветающими в результате либеральных реформ, вывести страну из кризиса не могут. Необходимы объединённые усилия производителей духовных и материальных ценностей: учёных, деятелей культуры, инженеров, рабочих, обслуживающих «высокие технологии». Их мотивация к труду и производству может базироваться только на безопасности, обеспечиваемой деятельностью государства, а, главное, единством народа. При отсутствии единства народа, как капиталы общества, так и наиболее квалифицированные кадры всегда будут искать лучших условий применения за рубежом, постоянно откачивая потенциал страны за границу. При этом невозможен никакой рост экономики. Примеры эффективности единства, основанного на национальных духовно-нравственных началах и культуре, были показаны немецким и японским народами после поражения их государств во второй мировой войне.
На основе анализа выявляется цепочка зависимостей: национальная безопасность - национальные интересы – интересы большинства – безопасные и достойные условия жизни - общественная производительность труда - мотивация к труду и производству – единство народа - духовно-нравственные начала народа - национальная культура. Поэтому можно сказать, что главная, коренная внутренняя угроза национальной безопасности состоит в утрате национальной культуры в широком смысле этого слова. Она проявляется: