Смекни!
smekni.com

О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте (стр. 17 из 18)

- Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

- Дышите медлен­но, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыха­ние, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабля­ются и опускаются ваши плечи.

10. Иногда целесообразно провести сеанс психорегулирующей тренировки (чему тоже необходимо учить спортсмена заранее).

Один из приемов расслабления - сесть в позу
«кучера» (на стуле, касаясь его спинки, туловище перпендикулярно сиде­нью, ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу, руки предплечьями на середине бедра, одна рука не касается другой, голова опуще­на), сделать вдох и спокойный продолжительный выдох. На выдохе проговаривать внутренним голосом, вызывая нужные ощущения, следующие фразы:

- Мое тело приятно, спокойно расслабляется.

- Расслабляются мышцы лица.

- Мой лоб расслаблен.

- Разглаживаются складки лба.

- Мой лоб расслаблен, расслаблен.

- Расслабляются мышцы глаз.

- Расслабляются щеки, щеки полностью расслаблены.

- Разжаты зубы ... губы расслаблены.

- Мягкие, вялые, расслабленные губы.

- Все лицо полностью расслаблено.

- Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска

- Расслабление приятно успокаивает меня.

- Покой все глубже и глубже.

- Внимание на правой руке (для левшей на левой).

- Расслабляются мышцы правой руки.

- Расслабляются мышцы пальцев, кисти.

- Моя правая рука расслаблена, лежит, как плеть.

- Моя левая рука расслаблена.

- Обе руки расслаблены, расслаблены.

- Мои ноги расслабляются.

- Мои ноги расслаблены ... стопы ... голени ... бедра.

- Шея, затылок расслаблены.

- Расслаблены грудь и живот.

- Выключены плечи, спина.

- Зубы разжаты, лицо, как маска.

- Все тело полностью расслаблено.

- Расслабление приятно успокаивает.

- Отдых глубокий, спокойный отдых. Я отдыхаю».

После полного расслабления внушать себе, вызывая их, следующие ощущения: тепла в области живота; спокойного дыхания; прохлады лба; ровного сердцебиения;

О ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

Уважаемый читатель ты, конечно, обратил внимание, что все наши рекомендации по целенаправленной организации обучения психической саморегуляции в тренировочном процессе, «срочной помощи» спортсмену в стрессовых условиях соревнований основаны на развитых психических функциях (представления и воображение). Таким образом, появляется повод подробнее рассмотреть названные психические функции и их значимость в регуляции психических состояний.

Представлениями называются образы предметов и явлений, возникающие в нашем сознании в отсутствии соответствующих реальных раздражителей. Так, например, глядя на дом, мы вос­принимаем его, как реальную действительность. Если же, за­крыв глаза (или спустя некоторое время) мы вспомним уви­денный дом, то в этот момент в нашем сознании будет идти процесс представления образа данного дома. Таким образом, в основе представлений лежит воспроизведение прошлых ощу­щений и восприятий.

Различают представления памяти и представления вообра­жения. К первой группе относятся представления, основанные на фактах из лично пережитого жизненного опыта. Так, напри­мер, если спортсмен был на Олимпийских играх, он может по памяти представить все то, что он видел, слышал и пережил на них. Но представить атмосферу игр в состоянии и тот, кто на них не был. Для этого он должен будет использовать всевоз­можные сведения об олимпиаде, полученные из газет, журна­лов, кинокартин, рассказов очевидцев и т. д. Такие представления относятся к группе воображаемых. Как правило, пред­ставления памяти более точны и достоверны, чем представле­ния воображения. В дальнейшем речь пойдет в основном о представлениях памяти.

Представления могут быть связаны с любым органом чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Вот почему мы в состоянии зрительно представить то, что когда-то видели, мысленно услышать то, что когда-то слышали, вспом­нить вкус и запах какого-нибудь продукта, а также, используя возможности осязания, представить, каков он на ощупь.

Но кроме перечисленных органов чувств есть еще одна си­стема, очень важная для спортивной практики. Она называет­ся мышечно-суставным или проприоцептивпым чувством. Дея­тельность этой системы основана на следующем: от каждой мышцы, от каждого сустава в мозг постоянно поступают им­пульсы, сигнализирующие о состоянии данной мышцы, данного сустава. Таким образом, мышцы и суставы тоже являются своеобразным органом чувств, несущим в мозг информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата.

Каждый из органов чувств посылает свои импульсы в соот­ветствующую область коры головного мозга (биотоки от орга­нов слуха — в височные отделы коры головного мозга и т. д.). Эти области называются «корковыми анализаторами». Между органами чувств и соответствующими анализаторами в коре головного мозга тоже существует определенная связь, которую можно отнести к разряду обратных связей. Так, например, если человек, увидев пожар, испытал чувство страха, то представ­ление картины этого пожара может вновь вызвать уже пережитое неприятное чувство.

Само собой разумеется, что чем ярче будет образное пред­ставление, тем более выраженные изменения вызовет оно в ор­ганизме человека, тем сильнее воздействует на его самочувст­вие, на его состояние. Вот эту способность ярких образных представлений вызывать в организме соответствующие чувст­ва, переживания, мысли и нужно использовать спортсмену в процессе самоуспокоения и самомобилизации.

Если говорить о тех представлениях, которые можно ис­пользовать для нужд спорта, в частности для самомобилиза­ции, то все их многообразие удобнее разбить на три группы.

Первая группа - образные представления, связанные с различными ощущениями. У каждого спортсмена они, как правило, весьма индивидуализированы. В частности, один метатель го­ворил об особом чувстве готовности, которое он определял, как способность «вспыхнуть». Пловец достигал своих лучших результатов, когда у него появлялось ощущение «растворения» тела в воде. Спринтер отмечал, что когда у него непосредственно перед стартом по­является небольшая дрожь в ногах, пустоту в желудке, который подтягивается куда-то кверху... то тогда он бежит хорошо.

Подобных примеров можно привести множество. Все они, как было сказано выше, относятся к категории ощущений, свя­занных с личным самочувствием спортсмена. Каждый спорт­смен должен знать, каковы его личные ощущения, характер­ные для оптимального боевого состояния. Тогда сознательно вспоминая эти ощущения и, образно представляя их, он сможет вызвать у себя те или иные элементы своего боевого состоя­ния. А, владея отдельными элементами, он может воссоздать и целое.

Вторая группа — представления, относящиеся к сфере движений. Они выделены в отдельную группу потому, что ве­дущими здесь являются двигательные ощущения. Если, пред­положим, у бегуна на короткие дистанции оптимальное боевое состояние сочеталось с ощущением, что во время бега он почти не касался земли, то ему очень полезно вспомнить это физиче­ское ощущение и представить его, как можно ярче во время предстартовых пробежек и уж, конечно, непосредственно перед выходом на старт.

Если, например, боксер во время успешного боя ощутил, что все его удары были очень быстрыми и резкими до хлестко­сти, то это ощущение «хлесткости» тоже полезно ярко пред­ставить в процессе тренировок и, конечно, перед боем. Тогда это представление поможет обрести и в реальном бою желае­мую эффективность ударов.

Все эти физические ощущения, связанные с различными движениями, спортсмены тоже должны уметь воспроизводить сознательно, используя возможности, заложенные в процессах памяти и представлений. Кстати, эта группа представлений наиболее проста и доступна, так как здесь нетрудно сразу же перейти от них к реальным движениям, ощутив которые мож­но очень хорошо настроить себя на успешное выступление.

Предварительное представление того движения, которое предстоит совершить, полезно практиковать как можно чаще. Причем надо представлять наилучшее, идеальное выполнение этого движения. Тогда и реальное выполнение намеченного элемента будет отличаться высоким качеством. Если же перед исполнением какого-либо действия хотя бы на мгновение пред­ставить, что оно не выйдет, то, как правило, оно и не полу­чается.

Третья группа - представление ситуаций, в которых выступление было наиболее удачным. Если бегун выступил хорошо, предположим, на дорожке конкретного стадиона, то ему очень полезно вспомнить и образно представить те или иные элементы атмосферы соревнований и связанное с ней самочувствие перед забегами на любом дру­гом стадионе. Некоторым полезно представлять перед нача­лом борьбы соперника, против которого выступление было всегда успешным. Другим же, наоборот, для лучшей самомо­билизации целесообразнее вспомнить о трудном противнике.

Каждый спортсмен, проанализировав свой опыт, найдет в нем такие ситуации, которые, будучи переведенными в катего­рию образных представлений памяти, помогут настроиться на боевой лад.

Несколько слов о представлениях воображения. Их тоже можно использовать для самомобилизации. В частности, в тех случаях, когда оптимальное боевое состояние в прошлом опы­те спортсмена возникало редко или было недостаточно про­чувствовано и осознано. В подобных случаях спортсмен, ис­пользуя советы тренера, наблюдения за высококвалифициро­ванными мастерами и соответствующие литературные источ­ники, может создать в своем представлении нужное ему оптимальное боевое состояние («нафантазировать» идеальный вариант оптимального боевого состояния, ко­торое хотел бы иметь на предстоящих соревнованиях).