В спортивной практике прочно утвердилось понятие «уровень эмоционального возбуждения». Под уровнем эмоционального возбуждения понимается определенная сила волнения, которой подвергнут человек. Если волнение велико, то говорят об очень высоком уровне эмоционального возбуждения. Когда же наступает успокоение – констатируют, что уровень эмоционального возбуждения снизился, упал. Понятие об уровне эмоционального возбуждения позволяет ориентироваться в силе переживаний человека, в частности в спортивной практике. Очень важно понять, что спортивная деятельность будет успешной только на фоне оптимального для данной деятельности уровня возбуждения.
О пульсе
А если спортсмену научиться сознательно, вызывать у себя нужный уровень положительных эмоций? И здесь возникает следующий вопрос: «Как измерить уровень эмоционального возбуждения? Может быть это настолько сложно, что в условиях соревнований осуществить нет никакой возможности?» Нет, оказывается достаточно подсчитать частоту пульса (сокращения сердечной мышцы). Ведь когда-то древние врачи, которые не имели сложной современной аппаратуры, по пульсу определяли, какая болезнь одолела человека. Спортсмену не нужно ставить диагноз болезни по пульсу, ему нужно только узнать, соответствует ли частота его пульса тому оптимальному уровню, который ему нужен, или нет.
Давайте поговорим о том, как измерить пульс и какая должна быть его частота. Пульс измерять можно в разных точках тела: на лучевой артерии, на сонных и височных артериях, или приложив ладонь к левой стороне груди, где хорошо слышно биение сердца. Чаще всего пульс измеряют на предплечье в ложбинке, где проходит лучевая артерия, накладывая на нее одновременно три пальца другой руки. Осторожно перебирая пальцами, не трудно обнаружить пульсовые толчки. В тех случаях, когда не требуется особой точности, а время для измерения сведено к минимуму, можно ограничиться подсчетом ударов пульса за 6 секунд (по Меллерович). Прибавив к полученной цифре ноль, то есть, умножив ее на десять, получаем частоту сердечных сокращений (пульс) за одну минуту. Подсчет пульса служит очень хорошим и удобным методом объективной оценки уровня эмоционального возбуждения, особенно в тех видах спорта, где психическая напряженность стоит на первом месте. Ориентируясь по частоте пульса, спортсмен может настраивать себя на оптимальный уровень эмоционального возбуждения, может вводить себя в нужное состояние непосредственно на старте.
Почему же так важно иметь объективные данные об уровне волнения? Практический опыт показывает: субъективная оценка своего состояния очень часто бывает неточной. Неподвижно сидящему спортсмену кажется, что он спокоен, в то время как его сердце сокращается с частотой 120 ударов в минуту. О каком же спокойствии здесь может идти речь? Или наоборот, спортсмен считает себя возбужденным, а пульс оказывается редким и слабым, что, как правило, говорит о недостаточной мобилизации на борьбу нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
Все, о чем мы сейчас рассуждали, говорит о взаимосвязи между эмоциональным состоянием (уровнем волнения) спортсмена и функциями систем его организма. Теперь вам стало ясно, почему волнение вообще сопровождается учащением пульса, дыхания, давления крови и температуры тела.
Наши регуляторы
Как известно, органами и функциональными системами нашего организма управляет нервная система, которая состоит из спинного и головного мозга. Состояние центральной нервной системы обусловлено взаимодействием двух процессов – возбуждения и торможения. А если нервная система управляет всеми системами организма, значит повышение, либо снижение их активности зависит от того, какой из этих процессов преобладает в центральной нервной системе.
Но право управлять деятельностью органов и систем организма имеет не только нервная система, у нее есть помощник. Это железы внутренней секреции или эндокринная система организма. Думаю, что нам нужно уделить особое внимание этой системе, так как она играет огромную роль в создании предстартового состояния спортсмена. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают во внутреннюю среду организма и выполняют разнообразные и многочисленные регуляторные функции. Иначе говоря – это регуляция функций организма посредством, так называемой, химической информации из крови. Гормоны осуществляют контроль фактически всех видов обмена веществ – водно-солевого, углеводного, белкового и жирового, оказывают влияние на генетический аппарат клетки. «Верховным главнокомандующим» желез внутренней секреции является гипоталамус (отдел головного мозга), который одновременно является нервным образованием и железой внутренней секреции. Сюда стекается обширный поток информации от органов чувств и других внутренних органов человека. Здесь происходит ее анализ, и отсюда же по нервным проводникам направляются «приказы» по регуляции функций организма. Это достигается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормонов. Таким образом, объединяется регулирующая роль нервной системы и желез внутренней секреции.
Вырабатываются гормоны в сравнительно небольших количествах. Вместе с тем это вполне достаточно для оказания нужного по силе эффекта. Так в мозговом слое надпочечников человека на один грамм его ткани приходится лишь 0,5 мг адреналина и 0,1 мг норадреналина. Но если этот, на первый взгляд мизерный запас гормонов выделится одновременно в кровь, трагический исход неизбежен. А ведь адреналин по праву считают аварийным гормоном, гормоном эмоций, который в равной степени вырабатывается в ответ на самые разнообразные раздражители. Под влиянием адреналина усиливается работа сердца (пульс учащается), повышается кровяное давление, начинают активно расщепляться вещества, которые являются источниками энергии.
Теперь нам ясно, почему у спортсменов бытует выражение «сгорел до старта». Под влиянием адреналина, которого у спортсмена, находящегося в нежелательном состоянии «предстартовая лихорадка», выделяется слишком много, энергоресурсы истощаются еще до работы. Поэтому, помня о высокой биологической активности гормонов, нужно их расходовать весьма целесообразно, чтобы наши «помощники» не стали «врагами». Итак, мы обсудили физический и эмоциональный компоненты оптимального боевого состояния. Оба компонента, как можно заметить, связаны с мыслительными процессами, во всяком случае, могут быть осмыслены.
Мысли перед стартом.
Наблюдая за спортсменом, выходящим на старт, нередко замечаешь – все мышцы у него «играют», дыхание глубокое, свободное, то есть физически он уже в оптимальном состоянии. Уровень эмоционального возбуждения вполне соответствует предстоящей деятельности. Как будто достаточно для победы! Однако нет! Не получается.… В чем же дело? В отсутствии четкой программы действий в данных условиях спортивной борьбы.
Что же наиболее характерно для спортсменов, не имеющих четкой программы действий? Они могут вести себя по-разному, но, тем не менее, у всех у них есть одно общее – недостаточная собранность на решение той конкретной задачи, которая стоит перед ними в данный момент. Их мысли, а вместе с ними и чувства, что называется «разбросаны». Гораздо чаще такая психическая дисгармония возникает на фоне как перевозбужденного, так и апатичного состояния. Но предположим, что задача, которую нужно решить на предстоящем выступлении, хорошо осмыслена и четко сформулирована. Достаточно ли этого для успеха? Еще нет! Теперь нужно суметь полностью сосредоточиться на ней, а вернее на тех элементах, на тех опорных пунктах, от которых зависит успешное решение поставленной задачи.
Высокая сосредоточенность перед началом движения необходима в тяжелой атлетике, прыжках в воду, гимнастике, фигурном катании на коньках и других «технических» видах спорта. А вот, скажем, футболисты должны полностью сосредотачиваться, когда, например, надо бить пенальти, и быстро переключаться с игрока на игрока и на мяч, когда идет атака на ворота соперника. Это говорит о том, что разные виды спорта требуют развития различных типов внимания. Что нужно знать о сосредоточенности внимания? Во-первых, чем она полнее, тем выше результат – это общий закон для многих видов деятельности.
Во-вторых, полная сосредоточенность на чем-то одном ведет к автоматическому отключению от всего окружающего, от всего постороннего.
В-третьих, люди не способны сосредоточиться одновременно на двух разных предметах. Эта редкая способность дана лишь очень немногим. Историки утверждают, что Юлий Цезарь мог одновременно и читать, и писать, и слушать, и отдавать приказания. Думается, что делал он это не одновременно, а быстро переключал свое внимание с одного дела на другое. Большинству из нас такая способность не дана, и нам следует учиться сосредоточенности на чем-то одном. Многие спортсмены страдают от неумения предельно отключиться от всего мешающего. Таких спортсменов может сбить любой внешний раздражитель, любое замечание со стороны. Прекрасный пример сосредоточенного внимания приводит К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», в которой очень много полезного для себя могут найти и спортсмены. Вот этот пример: «Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проигрывали. «Это не министры» - говорил магараджа. Но вот нашелся такой. Ни крики, ни пуганья, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.
- «Стреляйте» - крикнул повелитель.