Другой тип событий, тоже не вызывающий адаптивные процессы, — это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды (например, удачный исход дела).
Третий тип характеризуется потребностью в адаптации. Итог оценки представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации, которая может происходить одновременно
с первичной и заключается в том, что человек оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы для решения проблемы. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные переменные — способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и т. д. К ресурсам, взятым из окружающего мира, принадлежат среди прочего признаки социальной среды. Если соотношение между требованиями и ресурсами кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Если стрессор оценивается как ущерб и/или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются негативные эмоции такие, как печаль или, возможно, гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием этой оценки является страх. Стрессовые эмоции мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию для определенных адаптивных реакций (копинг).
Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). В какой-то мере этому соответствуют копинг, ориентированный на проблему (problem focused), и копинг, ориентированный на эмоции (emotion focused), — типы совладания более высокого порядка (Lazarus R. S., 1966). Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций, подвергаются новой оценке (reappraisal), а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. Выделяют также специальные типы совладания со стрессом. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды копинг-стратегий
Копинг, ориентированный на ситуацию | Активное влияние |
Бегство/уход | |
Пассивность | |
Копинг, ориентированный на репрезентацию | Поиск информации |
Вытеснение информации | |
Копинг, ориентированный на оценку | Переоценка/придание смысла |
Изменение цели |
Шварцер (Schwarzer R., 1993) расширил модель Лазаруса и включил
в свою модель концепцию контроля и «Я-концепцию». Многие авторы противопоставляют защиту (ориентированную на переживание) и совладание (ориентированное на поведение). Хаан (Нааn N., 1977) характеризует процессы совладания как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы она понимает как навязанные, ригидные и искажающие реальность варианты.
2.1.2. Индивидуально-личностные формы реагирования на травму
как способ совладания со стрессом
Переживая психотравмирующие события, каждый человек находит собственный индивидуальный стиль преодоления трудностей и борьбы
с душевной болью. Далеко не все эти формы эффективны. Из множества форм реагирования на травму, Н. Санджвеладзе, З. Беберашвили, Д. Джавахишвили выделяют отрицание, полумеры, фокусирование на проблеме. Знание особенностей их протекания ценно как для человека, переживающего психотравмирующие события, так и для тех, кто пытается ему помочь. Рассмотрим данные формы реагирования на травму подробнее.
Отрицание. Одним из малоэффективных способов преодоления
тяжелого душевного кризиса можно считать отрицание переживаний
и проблем. Если травма эмоционально тяжелая, человек стремится скрыть свои чувства и вести себя, будто ничего не случилось. За этим может скрываться страх надоесть окружающим, потерять их расположение, обременяя своими проблемами.
Еще одна довольно распространенная форма преодоления кризиса — принятие желаемого за действительное: «Если бы так не случилось...», «Если бы было так...». Человек погружается в бесконечные фантазии по поводу того, что могло бы быть, если бы... Такие реакции на время уменьшают боль правды, но они недостаточны и постепенно гасят в человеке способность к активному преодолению кризиса.
Часто человек стремится забыть перенесенную травму, пытается убежать от проблем, спрятать их далеко в бессознательном. Избегание — непроизвольная реакция на травму, и она сопровождается эмоциональной невовлеченностью, изоляцией. В определенный период душевного кризиса избегание играет положительную роль для того, чтобы человек почувствовал себя в безопасности. Но если оно становится единственной стратегией преодоления кризиса, то создает новые проблемы, так как отказ от чувств и постоянный контроль заглушает очень важный и ценный источник информации и мешает процессу преодоления кризиса.
Полумеры. Малоэффективный и имеющий опасные последствия способ преодоления кризиса — употребление алкоголя, лекарств и наркотиков. Многие, испытывая кризис, обращаются к алкоголю, сильнодействующим медикаментам, потребляют в большом количестве кофе и никотин. Все эти средства грубо вмешиваются в биохимические процессы в мозге, негативно влияют на эмоциональную сферу и личность человека. Например, частое применение кофеина усиливает тревогу. Обильный прием алкоголя сопровождается потерей самоконтроля, повышением агрессивности и т. д. Увлечение этими средствами формирует зависимость от них, усугубляя и без того тяжелое душевное состояние. Медикаменты могут играть положительную роль только в течение короткого промежутка времени, например, для того чтобы устранить бессонницу, но их длительное употребление негативно сказывается на работе нервной системы.
Фокусирование на проблеме. Эффективный путь выхода из кризиса — это активное, сфокусированное на проблеме, усилие. Важно, чтобы человек наметил границы, в пределах которых возможно изменить события. Здесь нет никакой гарантии: единственное, что можно сказать с определенностью — человек может достигнуть результатов в совладании, если предпримет определенные усилия. Неверие в собственные силы служит сильнейшим тормозом для разрешения проблемы. Человек с активной жизненной позицией рассматривает кризис как вызов, брошенный жизнью для испытания его возможностей. Более того, многие, даже находясь в тяжелой кризисной ситуации, ищут способы для личностного роста
и обогащают свой опыт новыми навыками и умениями.
2.1.3. Роль социального окружения в совладании со стрессом
Наряду с личностными признаками и особенностями совладания с каким-то событием важную роль играют признаки социального окружения, являясь модераторами стресса.
Считается, что социальная поддержка смягчает негативный эффект стрессовых событий, оказываемый на самочувствие, психические и соматические системы, за счет того, что сопровождается более позитивным душевным состоянием и некоторым сглаживанием психических и соматических симптомов. Этот эффект был назван буферным эффектом (Schwarzer R., Leppin А., 1989). Однако гораздо чаще, чем буферные эффекты, можно наблюдать прямые воздействия — так называемые главные эффекты — социальной поддержки; они проявляются независимо от размера имеющейся перегрузки.
В результате появилась «модель поддержки и совладания со стрессом», где был добавлен социальный аспект (Cohen S., 1992). Согласно этой модели, социальное окружение и структура социальных отношений индивида потенциально обладают не только протективными, но и отягощающими функциями. Ниже мы обсудим все-таки в первую очередь протективные функции. В свете изучения проблем совладания рассмотрим позитивное воздействие социальных отношений и поддержки.