Данная глава посвящена изучению теоретических вопросов, касающихся особенностей переживания психотравмирующих событий в детском и подростковом возрасте. В качестве психотравмирующего фактора рассматриваются как конкретные жизненные события, так и хронические психические травмы, к которым по классификации В. А. Гурьевой (Гурьева В. А., 1996) относятся армейские условия, условия детских учреждений закрытого типа и воспитание в неблагополучных семьях. Пособие сосредоточено на описании влияния последних двух факторов данной классификации на личность детей и подростков. В данной главе представлены также результаты эмпирического исследования автора, посвященные изучению психотравмирующего влияния на личность подростка, воспитательной среды детских учреждений закрытого типа.
1.1.1. Понятия «травма», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство».
1.1.2. Факторы повышенного риска психической травматизации ребенка.
1.1.3. Механизмы и последствия развития ПТСР.
1.1.1. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»
Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о стрессе пишут в популярной, научной и художественной литературе, ищут способы, как избежать этого состояния. Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и стресс травматический, результатом которого является нарушение в психической сфере.
Понятие травмы определяется как событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания
и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E, 1995). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.
Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).
Травматический стресс имеет некоторые отличительные особенности и обнаруживается, когда (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):
1) происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;
2) имеются внешние причины, вызывающие это состояние;
3) пережитое разрушает привычный образ жизни;
4) происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.
Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только
у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.
Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я. «Посттравматическое стрессовое расстройство» (PTSD — Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс.
Согласно dsm-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией) этот комплекс симптомов сводится к следующему.
А. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта:
1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событиями, которые включают смерть, угрозу смерти, угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной).
2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.
B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов:
1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания.
2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.
3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь.
4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.
5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.
C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и «оцепенение» (numbing) — блокировка эмоциональных реакций (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей:
1. Усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных
с травмой.
2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.
3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия).
4. Заметно сниженный интерес к участию в ранее значимых видах деятельности.
5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей.
6. Сниженная выраженность аффекта.
7. Чувство отсутствия перспективы в будущем.
D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижеперечисленных симптомов:
1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).
2. Раздражительность или вспышки гнева.
3. Затруднения с сосредоточением внимания.
4. Повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, состояние постоянного ожидания угрозы.
5. Гипертрофированная реакция испуга.
E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D) более чем 1 месяц.
F. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.
Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.
В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией — посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD —posttraumatic personality disorder), поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.
Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.
1.1.2. Механизмы и последствия развития ПТСР
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) могут быть следствием многих стрессовых ситуаций. В зависимости от различных причин (характер травмы, индивидуальные личностные особенности, поддержка социального окружения и пр.), совладание с травматическими переживаниями может иметь свои особенности. Однако психотравма всегда вызывает душевную боль. Человек хочет избавиться от этих болезненных переживаний, но при этом редко стремится что-либо менять
в себе. Работа над собой в подобных ситуациях, как правило, длительна
и болезненна. Травматические переживания отторгаются сознанием, поскольку они слишком тяжелы и непереносимы. Человек как бы отделяет их от себя и, вытесняя из сознания, помещает их, условно говоря, в «контейнер», инкапсулируя травматические, разрушительные переживания, такие как гнев, вина, страх и др. (Черепанова Е. М., 1997).
Травмированный человек, переживший чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего боится их повторения. Он предпринимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с травматическим событием. Он вынужден прилагать титанические усилия, чтобы «контейнер» не «расконсервировался» и разрушительные сверхсильные эмоции не вырвались наружу. Любой стимул, напоминающий травматическую ситуацию (запах, звук и т. д.), мгновенно оживляет все переживания,
и человек вновь и вновь вынужден испытывать то, что он уже чувствовал во время травматического события. Поэтому человек вынужден защищать свой «контейнер» от того, чтобы случайно не наткнуться на соответствующий стимул, — он вынужден постоянно быть внимательным, избегать всего, что может напомнить травматическую ситуацию. Сохранение «контейнера» со временем требует все больше и больше сил, истощая человека. Отсюда переутомление, бессонница, раздражительность, нарушение внимания, памяти и другое. Человек истощается в борьбе с самим собой (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).