— Соответствие «детских устремлений» и «взрослых воплощений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека,
о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.
Дальнейшую работу можно продолжить рисунком своего «внутреннего ребенка». Упражнение актуально для подростков и взрослых.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 3
Цель — изучение способов диагностики и коррекции индивидуального образа цели детей и подростков и техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Начало-конец
Данная сказка-метафора сочиняется в паре. При этом один участник придумывает начало сказки, второй пишет ее завершение.
Желательно организовать спонтанный процесс, без предварительного продумывания и записей содержания истории.
Упражнение 3. Карта сказочной страны (приложение 3)
Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают использовать проективный рисунок «карта сказочной страны» для исследования индивидуального образа цели. Методика может использоваться как диагностическая и психотерапевтическая и позволяет клиенту осознать собственные желания и цели, проанализировать собственную систему ценностей, найти внутриличностные ресурсы и «проблемные зоны». Методика актуальна и для проработки травматического опыта, так как в этом случае человек зачастую не может определиться с собственными желаниями, целями и жизненными ориентирами.
Желательно применять данную методику, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 4
Цель — отработка навыков парного консультирования и оценки проекций посредством использования сказки, изучение техник, позволяющих исследовать способности клиента, противостоять стрессам.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Сказка устами…
Группе предлагается вспомнить содержание любой известной сказки. Например, «Курочка Ряба». Далее происходит распределение ролей из сказки (Курочка Ряба, Бабка, Дед, Мышка, Яйцо и пр.). Можно включить в обсуждение персонажей, не задействованных в сказке (например, Василису Премудрую или Бабу-ягу). Далее каждому по очереди предлагается изложить свою версию сказки.
Анализируются проекции участников группы. Упражнение актуально для детей, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).
Упражнение 3. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки» (приложение 4)
Методика позволяет оценить возможности сказки как инструмента психодиагностики межличностных (диадных) отношений, стратегий поведения диады в трудных ситуациях. В качестве клиентов могут выступать супруги, сиблинги, два любых члена семьи, друзья и др.
Упражнение является учебным и позволяет отработать навыки парного консультирования посредством использования сказки.
Упражнение 3. Методика «Дождь в сказочной стране» (приложение 5)
Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают ее использовать для оценки способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.
Методика может быть использована, начиная с младшего школьного возраста.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 5
Цель — изучение методов актуализации «внутреннего ребенка», анализ возможностей применения сказкотерапии с целью выявления и последующей терапии нарушений внутрисемейного взаимодействия и «проблемных зон» семьи.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Сказки о нас
В группе раздаются карточки, на которых каждый член группы пишет свое имя. Затем карточки собираются вместе, перемешиваются и раздаются вновь. Каждому досталось имя какого-либо члена группы. О нем необходимо будет придумать сказку. Если кому-то досталось собственное имя, карточки необходимо раздать заново. Когда все истории готовы (не более 10 минут), каждый участник по очереди рассказывает только что сочиненную сказку, остальные пытаются отгадать о ком эта история.
Упражнение актуально для подростков и направлено на выявление особенностей восприятия людьми друг друга.
Упражнение 3. Рисунок любимой игрушки
Каждому члену группы предлагается нарисовать свою любимую игрушку, с которой он играл в детстве.
После завершения рисования важно обговорить, почему именно эту игрушку нарисовал, какие события, связанные с ней вспоминались во время рисования, какие чувства сопровождали эти события, как это влияло на выбор цвета.
Упражнение 4. Моя семья в сказке
Каждому члену группы предлагается представить, как будто члены его семьи попали в сказку и превратились в сказочных персонажей. Затем один из членов группы, по желанию, «оживляет» свою сказку. Для этого необходимые роли он подбирает среди членов группы. Далее в свободной форме происходит драматизация. Тот член группы, чья сказка «ожила», может корректировать поведение «актеров».
Упражнение может проводиться и по-другому: разыгрывается воображаемая семья с воображаемыми членами группы. Данная техника может проводиться и с реальной семьей — в этом случае желательно участие каждого члена этой семьи с последующим обсуждением хода занятия. Упражнение направлено на прояснение внутрисемейных ролей, особенностей взаимодействия, «проблемных зон» и «ресурсов» семьи.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 6
Цель — подведение итогов, завершение работы группы, организация совместной творческой деятельности членов группы.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Два слова
Каждому члену группы на карточке дается два, не связанных друг
с другом, слова. Используя их как опорные пункты, необходимо сочинить сказку (метафору).
Время работы минимальное, лучше организовать спонтанный процесс.
Упражнение 3. Я в сказке
Каждому члену группы предлагается придумать сказку (метафору)
о себе.
Время предварительной работы ограничено 5 минутами. Упражнение может использоваться, начиная с младшего школьного возраста.
Упражнение 4. Сказка нашей группы
Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти; спокойная музыка.
Ведущий говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, придумывать героев и сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину. Каждый из вас («волшебников») поставит рядом с собой краски, кисти
и воду. Теперь по очереди, каждый понемногу, мы будем рисовать Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте ее. Каждый из вас, конечно, делает это по-своему, когда нарисует задуманное, получится Настоящая Волшебная страна... А теперь откройте глаза, начинаем рисовать».
Важно внимательно следить за тем, чтобы на первом этапе участники группы рисовали, не мешая друг другу. Необходимо создать такую атмосферу, в которой члены группы с интересом наблюдают, как и что рисуют другие. Хорошо, когда процесс рисования происходит под музыку.
Когда каждый нарисует свой кусочек Волшебной страны, предложите группе еще раз внимательно посмотреть на картину. Если группа захочет, можно дополнить рисунок. Однако у всех «волшебников» есть одно правило — не мешать друг другу.
После того, как Сказочная страна нарисована, можно начать придумывать всем вместе, по очереди, что происходило в ней, что там сейчас
и что там будет.
Когда Сказочная страна нарисована, ведущий говорит: «В Сказочной стране обязательно кто-то живет. Сейчас закройте глаза и представьте жителей в созданной нами Сказочной страны. Что с ними происходит? Участники группы закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Затем ведущий может начать сказку, например, так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...». Далее ведущий показывает глазами какому-либо человеку, чтобы он продолжал. Таким образом, все по очереди придумывают сказку, которая могла произойти в нарисованной Стране. Если сюжет заходит
в тупик, ведущий может помочь в развитии повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать «эффект неожиданности». Например, «но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и...», или «и вот, все так быстро переменилось, и они увидели...». Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда вашу идею подхватят и разовьют. Если вы чувствуете, что группе никак не закончить сказку, помогите. Сказка тогда запомнится, когда она будет не слишком длинной и иметь хороший конец. Для поддержки ведущий может сказать: «Да-а, вы настоящие волшебники! Вы не только нарисовали сказку, но и оживили ее. Давайте теперь аккуратно сложим нашу Сказочную страну, чтобы жители сказки смогли спокойно заниматься своими повседневными делами... Я вижу, что это только начало,
и в следующий раз вы придумаете новых героев, новые приключения
и новую сказку!». После занятия полезно записать сказку и свои наблюдения за процессом рисования и рассказывания. Спустя несколько занятий, вы сможете проанализировать результаты совместного творчества.
Процесс группового рисования дает важную информацию о том, как распределились роли в группе: кто лидер, кто ведомый, кто стремится привлечь к себе общее внимание, кто желает быть в тени, кто хочет навязать свое, а кто прислушивается к окружающим. Кроме того, наблюдение за процессом рисования дает информацию о сплоченности группы. Если рисуют изолированно (не стремятся «вписать» свой рисунок к предыдущим рисункам), то, скорее всего, можно говорить о некоторой враждебности в группе или настороженности, или же о том, что участники группы эгоцентричны. Наблюдая за процессом рисования, вы увидите, какие скрытые взаимодействия существуют между ними.
И, конечно же, совместное творчество (особенно направленное на создание сказки) может примирить даже «закоренелых врагов».