73. Лоренц Станислав. Музеи и коллекции Польши. 1945-1955. Варшава, 1956.
74. Лувр. Париж: Альбом / Авт.-сост. Ю. Золотов. М., 1971.
75. Лувр. Париж. Скульптура: [Альбом] / Сост. и автор текста З.Г. Борисова. М., 1984.
76. Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». М., 2002.
77. Макарова Н. Г., Юхневич М. Ю. Детский музей - пространство педагогического эксперимента // Ребенок в музее. М., 1993.
78. Макдоналъд Дж. Музей будущего в «глобальной деревне» // Museum. 1987. № 155.
79. Макинтайр Д. Музеи Австралии в 1970 - 1980-е гг. // Museum. 1987. № 155.
80. Махо О.Г. Студиоло Франческо I Медичи – позднеренессансная трансформация идеи правителя-гуманиста // Культура Возрождения XVI в. М., 1997.
81. Мвиманджи Н.Ч. Национальный музей Замбии в Ливингстоне // Museum. 1983. № 139.
82. Мерварт А. Музейное дело в Индии // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т. 5. Л., 1927.
83. Музеи Ватикана. Рим: Альбом / Авт.-сост. 3. Борисова. М., 1974.
84. Музей изобразительных искусств в Будапеште: Альбом / Авт.- сост. Клара Гараш. М., 1976.
85. Музей истории искусства. Вена: [Альбом] / Сост. и автор текста Т.А. Седова. М., 1986.
86. Музей истории искусств. Вена. Сокровищница дворца Хофбург / М. Ляйте-Ясперс и Р. Дистельбергер. Лондон, 2004.
87. Музей Метрополитен. Нью-Йорк: Альбом / Авт.-сост. В.А. Суслов. М., 1983.
88. Музей Прадо. Мадрид: Альбом / Авт.-сост. К. Малицкая. М., 1971.
89. Музеи Рима. Галерея Боргезе. Национальная галерея: Альбом / Авт.-сост. 3. Борисова. М., 1971.
90. Музеи Северных стран // Museum. 1989. № 160.
91. Натали Ж.Я., Ландри Ж. Город науки и техники Ла Виллет // Museum. 1986. № 150.
92. Национальная галерея. Лондон / Сост. альбома и автор текста И. А. Кузнецова. М.,1971.
93. Неверов О.Я. Древности из коллекции семейства Бонапарт // Эрмитаж. Ленинград. Сообщения. Т. 54. Л., 1990.
94. Неверов О.Я. Из собраний древностей Медичи и Орсини // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
95. Неверов О.Я. Из художественных сокровищ Христины Шведской // Панорама искусств. Вып. 9. М., 1986.
96. Неверов О.Я. Камея Гонзага. Л., 1977.
97. Неверов О.Я. Памятники античного искусства в России Петровского времени // Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977.
98. Неверов О.Я. Резные камни в собрании Рубенса // Западноевропейское искусство XVII в. Л., 1981.
99. Неверов О.Я. Собрание древностей Винкельмана // Эрмитаж. Сообщения. Т. 46. Л., 1981.
100. Немировский А.И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. №1.
101. Ниган М.Л. Музей Салар Джанг, или как приблизить музей к людям // Museum. 1986. № 155.
102. Никитюк О. Прадо [О коллекции картин в галерее Прадо. Мадрид] // Художник. 1967. №5.
103. Никитюк С.Д. Художественные музеи Венеции. М., 1979.
104. Николаева Н.С. Стокгольм и его музеи. М., 1995.
105. Николас Л.Х. Похищение Европы. Судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма. М., 2001.
106. Норденсон Э. Вначале был Скансен // Museum. 1993. № 175.
107. Одом Э. Марджори Мерривезер и ее музей // Наше наследие. 2001. № 57/
108. О'Киф Патрик. Политика комплектования музеев и Конвенция ЮНЕСКО 1970 года // Международный журнал «Museum». 1998. № 197.
109. Ольсер Н. Живое прошлое: Музей турецкого и исламского искусства // Museum. 2000. № 203.
110. Орлова Е.В. Музеи и изобразительное искусство для людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в Великобритании и США // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1.
111. Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982.
112. Перес С. А. Прадо. Пер. с исп. М., 2000.
113. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-ХIII вв. М., 1976.
114. Прадо: [Альбом]. Пер. с исп. М., 2000.
115. Прадо. Живопись: [Альбом]. Пер. с исп. / Ред. Буэндиа Хосе Рохелио. М., 1999.
116. Пэнкхерст Р. Разграбление национальных сокровищ Эфиопии // Мизеит. 1986. № 149.
117. Ревякин В.И. Музеи мира: Архитектура. М., 1993.
118. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея // Museum. 1985. № 148.
119. Розенблюм Р. Живопись. Музей Д'Орсе: [Альбом]. Пер. с англ. М., 1988.
120. Рузвельт П. Русские сокровища на берегу Потомака // Наше наследие. 2001. № 57.
121. Сарма И.К. Индия: археологические музеи на месте раскопок и их значение для культурного образования // Museum. 1998. № 4 (198).
122. Седова Т.А. Дрезденская галерея (старые мастера) // Художник. 1965. № 11.
123. Седова Т.А. Старая пинакотека в Мюнхене. М., 1990.
124. Седова Т.А. Художественные музеи Бельгии. М., 1971.
125. Семёнова Т.Б. Музейный интерьер и музейно-обстановочная мебель в Европе XVI-XVII вв. // Проблемы развития зарубежного искусства. Ч. 1. СПб., 1994.
126. Серюльяс М. Лувр: [Альбом]. Пер. с исп./ Серюльяс М. Пуйон К. М., 2000.
127. Сидни М.М. Туземные «музеи» Океании // Museum. 1983. № 138.
128. Смидт Д. Национальный музей и Художественная галерея Папуа Новой Гвинеи, Порт-Морсби // Museum. 1982. № 1-2.
129. Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л, 1978.
130. Старая пинакотека: Мюнхен: [Альбом] / Пер. с итал. С. Боргези. М., 2003.
131. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999.
132. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. 1983. № 138.
133. Тананаева Л.И. Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI -XVII вв. М., 1995.
134. Тарасова М. Студиоло XV - нач.ХVI в. и художественные коллекции // Общество и государство в древности и средние века. М., 1984.
135. Тшилуйла Ш. Инвентаризация движимых культурных ценностей в Институте национальных музеев Заира // Museum. 1987. № 153.
136. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. М., 1992.
137. Фрадье Ж. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже // Museum. 1982. №1-2.
138. Френ Р. Журнал Museum: «на благо музеев всего мира» // Международный журнал «Museum». 1998. № 197.
139. Хадсон К. Бесполезный музей // Museum. 1989. № 162
140. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.
141. Хадсон К. Музеи не стоят на месте // Международный журнал «Museum». 1998. № 197.
142. Чайковский Е. Музеям под открытым небом - 100 лет // Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М., 1991.
143. Черкаева О.Е. История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии (XVI - нач. XX века). Автореферат канд. дисс. СПб., 1999.
144. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.
145. Чистяков Г.П. Эллинистический мусейон. Александрия, Пергам, Антиохия // Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992.
146. Шедевры живописи из Музея истории искусств в Вене: Каталог. М., 1980.
147. Шедевры живописи из собраний лучших художественных галерей Европы. Пер. с итал. / Редактор и автор текста Мария Мауджери. СПб., 1998.
148. Шедевры искусства XX века: [Альбом]. Пер. с англ. М., 1997.
149. Шмелев В.Г. Музеи под открытым небом: Очерки истории возникновения и развития. Киев, 1983.
150. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1919.
151. Энгстрем Ч. Утверждение концепции экомузея в Швеции // Museum. 1985. № 148.
152. Юбер Ф. Экомузеи во Франции: противоречия и несоответствия // Museum. 1985. № 148.
153. Юренева Т.Ю. Западноевропейские естественнонаучные кабинеты XVI - XVII веков // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.
154. Юренева Т.Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира // Вопросы истории. 2002. № 9.
Дополнительная литература:
1. Античные поэты об искусстве. Л., 1938.
2. Базен Ж. История истории искусств. От Вазари от наших дней. М., 1995.
3. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
4. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. М., 1992.
6. Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области Древнего мира. Т. II. Пг., 1924.
7. Валери Поль. Об искусстве. М., 1976.
8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
9. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Т. I. М., 1936.
10. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб., 1998.
11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
12. Денвир Б. Импрессионизм: Художники и картины. М., 2000.
13. Древняя и современная культура Китая / Культуры: диалог народов мира. 1984. № 4.
14. Зубов В.П. К трехсотлетию Академии опытов во Флоренции (1657-1667) // Вестник мировой культуры. 1957. №3.
15. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
16. Конрад М.Т. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980.
17. Кошеленко Г.А. Судьба скульптур Парфенона // Вопросы истории. 1968. № 5.
18. Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х тт. СПб., 1998.
19. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
20. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. М., 1982.
21. Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за сто лет. М., 1913.
22. Павсаний. Описание Эллады: В 2-х тт. / Перевод и вступительная статья С. П. Кондратьева. М., 1994.
23. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Перевод с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.
24. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X - XIII вв. М., 1976.
25. Словарь античности. М., 1989.
26. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л., 1967.
27. Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения в 5 ч. / Отв. ред. Ястребицкая А.Л. Ч. 3. Средневековый человек и его мир. М., 1994.
28. Тардже Дж. Мир паломничества. М., 1998.
29. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. М., 1992.
30. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Пер. с англ. М., 1997.
31. Холлингсворт М. Искусство в истории человека / Пер с ит. Б.м. 1989.
32. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 тт. М., 1995.
33. Цицерон Марк Туллий. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. / Сост. и вступ. статья Кнабе Г. С. М., 1994.
34. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.
ГЛОССАРИЙ
Акротерий— скульптурное украшение, завершающее фронтон.
Арте повера (бедное искусство) — направление в современном искусстве, в основе которого лежит создание объектов и инсталляций из вещей «бедных людей »: старой и рваной одежды, обломков мебели, мешков, веревок, элементарных предметов домашнего обихода, старых тряпок, резины и пр. Организационно оформившись в Италии (в Турине) на рубеже 1960—1970-х гг., арте повера получило достаточно широкое распространение и в других европейских странах. Оно возникло как своеобразная реакция на повышенный интеллектуализм и рационализм минимализма и концептуализма, а также на вошедшее в моду использование в художественных практиках дорогостоящих материалов и технологий. Создавая свои инсталляции, итальянские художники Марио Мерц, Микеланджело Пистолетто, Ма-рио Чероли, Джулио Паолини, Яннис Кунеллис (грек, постоянно живший в Риме) стремились выявить особую скромную поэтику простых вещей и значение их взаимосвязей в обыденной жизни. Произведения арте повера зачастую наделяются определенной художественной символикой, которая, однако, имеет свободное ассоциативное поле и не претендует на однозначное толкование.