Курос — в искусстве древнегреческой архаики статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).
Люнет, люнетта — поле стены, ограниченное аркой и ее опорами. Часто украшено живописными или скульптурными изображениями.
Маскарон — декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного, срезанных сзади (как маска). В качестве украшения его обычно помещают под антаблементами и балконами, на консолях, на арках дверных и оконных проемов и т. д. Маскароны были особенно широко распространены в архитектуре XVII-XVIII вв.
Материал научно-вспомогательный — совокупность входящих в фонд предметов, не обладающих свойствами музейного предмета, но помогающих его изучению и экспонированию. К научно-вспомогательному материалу относятся воспроизведения (копии, муляжи), макеты, слепки, реконструкции, карты, планы, схемы, чертежи, макро- и микроснимки.
Маэста — итальянское название иконографии Мадонны с младенцем во славе, окруженных святыми и (или) ангелами, поющими им славу. Наиболее часто встречается в итальянском искусстве XII-XIV вв.
Метопа, метопы — почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы обычно украшались высоким рельефом, реже живописью.
Мозаика - изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты путем их укрепления в нанесенном на декорируемую поверхность слое известкового раствора. Затем мозаичная поверхность подвергается полировке. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Высокого совершенства мозаика достигла на первых этапах развития христианства и в ранневизантийский период, когда мозаичные изображения исполнялись на стенах и сводах церквей. В эпоху Возрождения наблюдается некоторое оживление искусства мозаики.
Оклад – декоративное покрытие на иконе или книжном переплёте из тонких листов золота, серебра, золочёной и серебряной меди. Оклады украшались чеканкой, чернью, эмалью, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями.
Ордер архитектурный — тип архитектурной композиции, состоящей из опор и перекрытия; имеет определенные состав, форму и взаиморасположение элементов.
Офорт — вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. Техника офорта известна с начала XVI в., а до этого времени контуры изображения на металлической пластине гравировались резцами.
Памятник музеефицированный — памятник, обладавший художественный ценностью до музеефикации или выявленной художественной ценностью в результате музеефицирования. Часто именно он становится центром музейно-художественных коллекций, являясь вместе с тем самостоятельной музейной ценностью. Музеефицированный памятник тесно связан с городским или иным окружением, с природной средой.
Пинакотека — в Древней Греции хранилище картин, написанных восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках. Название «пинакотека» носят некоторые картинные галереи, основанные в XIX в. — Старая пинакотека и Новая пинакотека в Мюнхене, Пинакотека Брера в Милане и др.
Плакетка — 1) произведение медальерного искусства прямоугольной или близкой к прямоугольнику формы; 2) пластинка (из металла, керамики, дерева и других материалов) с рельефным изображением, предназначенная для украшения мебели, бытовых предметов и т. д.
Полиптих — 1) многостворчатый живописный или рельефный складень; 2) несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.
Потир — литургический сосуд для освящения вина (и принятия причастия) в виде чаши на высокой ножке. Потиры известны со II в. н.э.; обычно изготовлялись из золота, серебра, бронзы и поделочных камней, украшались драгоценными камнями, орнаментом и изображениями святых.
Пределла — нижняя часть алтарного образа, находящаяся под главной картиной.
Предмет музейный — это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния. К музейным предметам принадлежат вещественные источники, изобразительные, письменные источники, кинофильмы, фонозаписи. Важны как семантическая информация музейного предмета, так и его способность привлекать внимание — аттрактивность и его способность вызывать волнение — экспрессивность. Музейные предметы бывают типовыми, обладающими свойствами, характерными для большинства предметов, существующих в настоящее время, и уникальными, сохранившимися до сегодняшнего дня в единственном или очень ограниченном количестве экземпляров. Уникальный музейный предмет обладает особой научной и культурной ценностью.
Путти — изображения маленьких мальчиков (часто крылатых), совмещавших в себе черты античных эротов и христианских ангелов; излюбленный мотив в искусстве Возрождения, а также XVII-XVIII вв.
Реликварий – ларец, вместилище для хранения разнообразных реликвий. Они изготавливались из благородных металлов, слоновой кости, дерева, украшались драгоценными камнями, резьбой, эмалью. Могли иметь форму продолговатого домика с двускатной крышей или готического храма, иногда принимали вид крестов, нарядных ларцов, цилиндрических сосудов, башенок. Если же реликвией являлась часть тела святого, то реликварий создавался в форме руки, ноги, головы, пальцев, то есть сообразно тому, что должно было в нём храниться.
Реплика (в изобразительном искусстве) — авторская копия художественного произведения; в отличие от собственно копии, в реплике нередко изменяются второстепенные детали оригинала. Реплика бывает также копией, выполненной под наблюдением автора.
Реставрация — восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Реставрация позволяет изучить художественные и технологические приемы мастеров различных школ, установить, когда и кем было создано то или иное произведение, выяснить причины его разрушения.
Салон — периодическая выставка современного искусства во Франции. С 1699 г. салоны размещались в Большой галерее и в Квадратном салоне Лувра, а затем — в Большом дворце на Елисейских полях. В 1863 г. три тысячи из пяти тысяч картин, представленных в Салон, были отвергнуты жюри. Наполеон III распорядился выставить эти полотна в расположенном по соседству Дворце промышленности. Эта выставка получила название «Салона отверженных».
Смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.
Стукко — искусственный мрамор, материал для отделки стен и архитектурных деталей. Изготовляется из обожженного и измельченного гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры; наносится в виде теста, многократно шлифуется и полируется.
Триптих — 1) икона-складень, состоящая из трех частей с рельефными или живописными изображениями. Триптихи были особенно распространены в европейском искусстве XIV-XVI вв. как алтарные композиции (обычно значительных размеров); 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных общей идеей, темой или сюжетом.
Фибула — металлическая застежка для одежды в виде булавки, застежки со щитком, одновременно служившая украшением. Фибулы разных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. Некоторые фибулы, выполненные из благородных металлов и украшенные драгоценными камнями, являются выдающимися образцами древнего ювелирного искусства.
Филигрань — вид ювелирной техники, изготовление из тонкой крученой проволоки (золотой, серебряной, медной и пр.) художественных изделий, внешне напоминающих плетеное кружево. Выполненное в этой технике узорчатое изделие также называют филигранью.
Часослов (книга часов) – церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты суточного круга богослужения. Владельцами часословов были, как правило, дворяне и состоятельные горожане. Составлялись часословы для людей, не искушённых в тонкостях церковного богослужения и поэтому нуждающихся в подсказках: когда можно читать ту либо другую молитву. Часослов включал календарь, отличался свободой композиции и содержания. Часослов бережно хранился в семье, передавался по наследству, по нему учили грамоте детей. Часословы, имевшие хождение в аристократической среде, украшались, как правило, роскошными миниатюрами. Их расписывали лучшие мастера; например, «Великолепный часослов герцога Беррийского» украшали братья Лимбурги.
Чернь – техника ювелирного искусства: на гладкую золотую или серебряную поверхность мастер резцом наности рисунок, который заполняется сернистым сплавом серебра, меди и свинца черного цвета. Затем изделие обжигается и полируется.