Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета по специальности «Музеология» Казань (стр. 1 из 6)

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«казанский государственный университет»

Исторический факультет

Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева

история МуЗЕЕВ МИРА

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного и заочного отделений

исторического факультета по специальности «Музеология»

Казань

2008


УДК 069

ББК Ш5.101

Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета

(протокол № 11 от 1 июля 2008 г.)

Печатается по решению учебно-методической комиссии

исторического факультета Казанского государственного университета

Научный редактор
И.Б. Сидорова

Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю.

История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с.

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий.

Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология».

© Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008

© Казанский государственный

университет, 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры.

Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи.

Задачи курса:

- рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института;

- показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи;

- проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.);

- ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира.

В результате освоения курса студент должен:

- знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности;

- знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки);

- ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

(2 часа)

Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература.

ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

(8 часов)

Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь.

Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам.

Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима.

Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций.

ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(6 часов)

Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи.

Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель.

Светские сокровищницы, их функции и значение.

Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер.

ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(12 часов)

Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре.

Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей.

Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов.

Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей.

Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной».

ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов)

Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования.

Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей.

Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности.

Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша.

ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

(6 часов)

Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности.

Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев.

Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль.

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

(12 часов)

Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей.

Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей.

Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований.

Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в.

Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен.

ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

(6 часов)

Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов.

Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20-30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение.

Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи.

ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов)

Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети.

Международные организации и культурное наследие.

Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев.

Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др.

Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма.

Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев

Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам.

Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа)

ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ

ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА

1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи.

2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея.

3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея.

4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея.

5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея.

6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев.