Под произносительно-слуховой культурой мы понимаем умение:
· четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания;
· свободно, физиологически грамотно владеть всеми органами речевого аппарата;
· вслушиваться в звуковой (слуховой) образ слова в чужом или собственном произношении;
· расчленять слова на отдельные звуки в отвлечении от их графического изображения;
· чувствовать вершину слова – ударение, а также изменения в тех местах звуковой цепи, где происходят живые фонетические процессы, при необходимости уметь перевести их из слухового в зрительный код и наоборот, что позволит предчувствовать орфограммы и нормы современного литературного произношения.
Эти навыки помогут школьнику в процессе общения декодировать информацию, заложенную в звуках и распознавать другие свойства звучащей речи – темп, ритм, паузировку, силу и т.д.
Показателями языкового развития обучающихся на фонетическом уровне следует считать:
уровень осмысления изучаемой речеведческой теории;
уровень произносительно-слуховой культуры.
Методы и техника регуляции самочувствия
Человек – существо не только разумное и говорящее, но и генетически сохраняющее связь со своими предками. Поэтому жизненно важные, критические ситуации, в частности опасность, вызывают у него, как и у животного, целый комплекс психических и физиологических реакций, в совокупности называемых состоянием стресса1.
Стресс – один из важнейших адаптивных механизмов, суть которого – быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения.
Схема механизмов стресса:
Органы чувств
(зрение, слух) центральная нервная системанадпочечники
(вырабатывают гормон адреналин)Мышечное возбуждение | Общее усиление обмена веществ |
Напряжение групп мышц (шеи, плеч, рук, челюстной мускулатуры), попеременное сокращение противоположных групп мышц (дрожь) ног, рук | Учащение дыхания и сердцебиения, потение, расширение зрачков, прилив крови к голове, конечностям. |
Система психофизических реакций, приводящих к стрессовому состоянию, направлена на активизацию всего организма. Современный человек, в отличие от своего древнего предка, не может в состоянии стресса убегать или размахивать каменным топором, избавляясь от опасности, а заодно от добавочной энергии - он вынужден стоять перед аудиторией (или сидеть перед экзаменатором), не проявляя внешних признаков волнения. Для говорящего ситуация крайне неблагоприятная:
· дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-либо;
· из-за сокращения челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция становится неотчетливой, голос звучит непривычно высоко;
· во рту пересыхает, на лбу выступает пот;
· учащение дыхания нарушает ритм речи - она становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается;
· внимание рассредоточивается, легко наступает забывание, трудно следить за своей речью и за собой;
· возникают непроизвольные, бессознательные движения.
Все это отвлекает внимание говорящего от смысла речи и не украшает ее. Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Качество речи может страдать от зажимов мышц в момент напряжения. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы. На их расслабление следует обратить особое внимание. Волнение, страх - одна из самых частотных эмоций в процессе обучения в речевых условиях.
Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении. Поскольку стресс - это во многом физиология, можно употребить и ряд чисто технических приемов, помогающих снять напряжение.
Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма – изменяется ритм сердечных сокращений, ритм дыхания. Человеческий организм гармоничен. Поэтому все средства, восстанавливающие гармонию, ритмичность, могут быть полезны. Перед выступлением помогают размеренная ходьба, правильное чередование достаточно глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание и некоторые другие средства.
Упражнение 1. Расслабление и напряжение отдельных мышц рук
Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеч. Мысленно подайте команду: я хочу быть сильным, я сильный, я крепкий, мои мышцы сильно напряжены. А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.
Упражнение 2. Использование слова для релаксации
Концентрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки. Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...».
Полезно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикуляторные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.
Упражнение 3.. Использование представлений для расслабления
Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма.
Например, сильное волнение можно снять, если представить себя в спокойной, расслабленной обстановке на цветном фоне: луг, речка, гладь воды, лес, море и т.д.
Упражнение 4. Контроль тонуса мимических мышц
Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание направлено на мое лицо. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.
Упражнение 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи
Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движений и речи, суетливости. Избежать этого помогут следующие задания:
а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, так же писать, идти, говорить;
б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2-3 минуты делать (собирать книги, писать на доске и т. д.) замедленно и плавно, затем - быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно т.д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений.
Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма.
Упражнение 6. Контроль и регуляция дыхания
Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.
Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале при расслаблении и слегка опущенных плечах воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние.
Упражнение 7. Использование библиотерапии
Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение.
Упражнение 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образами
Посмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние.
Упражнение 9. Имитационная игра
Подражать образу учителя, завуча, врача, продавца, пассажира и т.д. Проследите, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 10. Полный физический покой
Цель – максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы. Вообразите картину отдыха: на пляже, в саду, в лесу и т.д. (Я отдыхаю, мне приятно, состояние полного физического покоя).
Упражнение 11. Полный психический покой
Цель - максимально успокоиться, снять нервное напряжение.
Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (самоприказы): «Отдых, все мысли ушли, только покой, как мягкое одеяло, укутывает меня. Я совершенно спокоен, полный психический покой».
Упражнение 12. Выход из состояния релаксации
Идет счет до 10, на каждый второй счет подаются команды (самоприказы): «Раз, два - вы хорошо отдохнули, три, четыре - тяжесть правой руки прошла, тяжесть в теле прошла, пять, шесть - бодрость во всем теле, семь, восемь - настроение бодрое, девять, десять - открыть глаза и улыбаться».
Энергично дается команда: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Упражнение повторить 2-3 раза.