Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие источники права вологда 2010 Автор составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А. А (стр. 2 из 7)

Обычаи, или обыкновения политической жизни, торгового оборота, семейных или иных бытовых отношений, имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение и во многих других современных государствах. В частности, в парламентской и административной практике ряда европейских государств многие правовые институты королевской власти, формирования правительства, деятельность традиционных органов управления основаны на неписаных обычаях, весьма строго соблюдаемых, но в то же время весьма модернизированных по сравнению с прошлым (например, формирование и состав кабинета министров Великобритании).

Наконец, в некоторых государствах сохраняется непосредственное влияние традиционных нравственных норм на правовые отношения. Это касается религиозных и традиционных правовых систем мусульманского, индусского, иудейского права, о которых сказано ранее. Но особое значение приобрело влияние нравственных норм на правовые отношения в Японии и Китае, где наряду с религией существенное влияние на основные отношения собственности, имущественных обязательств, судебного права оказывают представления конфуцианства и иных нравственных учений. В разрешении споров и ответственности предпочтение отдается примирению сторон, нравственным нормам перед государственными законами, в особенности — перед обращением в суд. Вместе с тем современная правовая система Японии и Китая существенно модернизированы под влиянием западных правовых систем и "социализма с китайской спецификой".

2. Влияние источников международного права на внутригосударственные правовые системы

В современном мировом сообществе укрепляются и развиваются отношения мира и сотрудничества между государствами, позволяющие разрешать споры и конфликты между государствами, а также организовать единообразное применение общих для всех государств правовых норм, основанных на Уставе ООН, Всеобщей декларации о правах человека и выработанных на их основе пактах, конвенциях и договорах между государствами, а также на общепризнанных нормах (обычаях) международного права.

После двух мировых войн XX в., признав недопустимыми и губительными для народов агрессивные войны, государства — члены ООН создали международную систему сотрудничества, обеспечивающую соблюдение норм международного права не только во внешнеполитических отношениях между государствами, но и во внутренней жизни каждого государства в гуманитарных и экономических отношениях между ними. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами (двусторонние и многосторонние) признаются конституциями, законами и обычаями государств — членов мирового сообщества составной частью их правовой системы, т. е. источниками внутригосударственного права.

Так, ст. 55 Конституции Франции устанавливает, что договоры, ратифицированные или одобренные, "имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого договора или соглашения другой стороной".

Согласно ст. 10 Конституции Италии "Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права", а ст. II провозглашает, что "отвергается война как орудие посягательства на свободу других народов и предусматривается согласие на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость...".

Согласно ст. 25 Основного закона ФРГ "Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории".

Аналогичные нормы закреплены в Конституциях Испании (ст. 93—96); Греции (ст. 28); Японии (ст. 98) и других государств. Соответствующие положения имеются и в ст. 15 Конституции Российской Федерации (см. об этом далее).

Таким образом, в современных государствах основными источниками, или формами официального выражения и закрепления норм позитивного внутригосударственного права выступают:

1. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые полномочными государственными органами или всенародным голосованием.

2. Судебные прецеденты либо иная правотворческая роль судебной практики.

3. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

4. Обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике экономической и государственной жизни.

5. Общепризнанные принципы международного права и международные договоры, пакты, конвенции, ратифицированные в установленном порядке каждым государством.

3. Основные особенности источников права современных национальных правовых систем

Национальные правовые системы отличаются немалым своеобразием источников права, используемых в данном государстве, наряду с присущими им общими чертами, "родственной" им правовой семье континентального, общего или религиозного права.

Так, во Франции — классической стране романо-германского права, которой присуща ведущая роль законодательства в сфере административного права, в силу существования развитой системы административной юстиции (т. е. специальной системы судов для рассмотрения административных дел), испытывает огромное влияние специфического судебного прецедента, — решений судов административной юстиции. Главную роль в создании таких прецедентов играет Государственный совет Франции, являющийся высшей инстанцией административной юстиции. По авторитетному мнению Ж. Веделя именно судебная практика "сформулировала основополагающие нормы административного права без ссылки на писаные нормативные акты".

В отличие от этого гражданское право Франции основывается прежде всего на нормах закона прежде всего ГК Франции, а также на регламентарных правительственных нормах. И только в этих рамках нормативное значение имеет судебная практика при разрешении гражданских споров. Однако и при этом толкование судом ГК и законов, данное судебной практикой, является обязательным элементом понимания и применения французского гражданского права.

В США, где традиции и значение прецедентного "общего права" (common law) очень велики, закон, тем не менее занимает «едущее место в системе источников права. Именно закон имеет высшую юридическую силу, а парламентская, судебная и административная практика имеет важнейшее значение для толкования, применения и развития закона, для организации деятельности органов соответствующих ветвей власти и решения вопросов частного права. Влияние судебной и административной практики в значительной мере возросло в XX в. и в других странах континентальной системы права.

В ряде современных государств Азии и Африки, являвшихся прежде колониями (доминионами) колониальных держав, сочетаются различные правовые системы с присущими им особенностями и сферой действия источников права. Так, в Индии в настоящее время действуют религиозные в своей основе источники мусульманского и индусского права (сферой применения этих источников в настоящее время остаются семейные, общинные отношения, наследование, земельные отношения) наряду с источниками государственного, административного, торгового права, базирующимися на законодательстве европейского англосаксонского типа, сочетающего законодательство с прецедентами.

В странах Африки традиционные источники, обычаи различных общественных групп также сочетаются с законодательством централизованной и судебной власти, заимствующей право бывших метрополий и специальные колониальные законы. Обычное право (правовые обычаи) охватывают главным образом землевладение, семейное и наследственное право.

В современных условиях значительно возросло взаимодействие российского права с правовыми системами других зарубежных государств. Поэтому в подготовке квалифицированных юристов необходимо изучение источников (форм) выражения и закрепления норм права в зарубежных государствах не только для расширения кругозора, знаний юриста, но и для практического использования этих знаний в повседневной деятельности будущих специалистов.

§ 3. Источники (формы) права в Российской Федерации

1. Основные принципы системы источников права в Российской Федерации

В новой, демократической России весьма длительное время не

удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.

С другой стороны, ложно понятый лозунг суверенитета не только республик, но и краев, областей и иных субъектов РФ, приводил к явному несоответствию некоторых норм Конституций и законодательства субъектов РФ федеративной Конституции и законам.

После принятия новой Конституции РФ 1 993 г. многие из этих трудностей преодолены или во всяком случае не стоят так остро, как это было прежде.

Не возвращаясь к первым годам самостоятельного развития России, остановимся на системе источников права в Российской Федерации после принятия ныне действующей Конституции.

Во-первых, следует признать, что правовая система современной России была и остается системой государства европейской континентальной "семьи". Поэтому ей присущи особенности источников права государства континентальной

Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было "все как в США или Великобритании", в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система "общего права".

С другой стороны, малоперспективны призывы "идти своим путем", возвращаясь, в частности, к правовой системе государств восточнославянской культуры. Признавая справедливыми положения В. Н. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системы восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России, трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права которые обеспечивали бы успешное развитие Российской .государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать "самобытное", без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова (как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.