Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2003г Печатается по решению учебного отдела и риса лгоу им. А. С. Пушкина Рецензент (стр. 17 из 31)

Нужно учитывать, что для большинства детей, поступающих в образовательное учреждение, это первый опыт пребывания в детском коллективе. Но для детей с проблемами это, как правило, и первый опыт отрыва от родителей, и первый опыт длительного пребывания в незнакомом помещении.

В связи с этим, прежде всего, обстановка группы должна быть привлекательной для ребенка. Излишне говорить о том, что отношение сотрудников учреждения к ребенку должно быть исключительно доброжелательным.

Иногда дети могут настороженно относиться к отдельным предметам обстановки. В связи с этим требуется предварительно выяснить у родителей, нет ли в групповой комнате предметов, вызывающих у ребенка неприязнь. В любом случае, если

у ребенка есть фобии, особенно немотивированные, требуется консультация медицинского психолога, а, возможно, и психиатра.

Создание психологической основы разных видов деятельности предполагает развитие психических процессов и функций. Развитие ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения проводится в соответствии с результатами индивидуального обследования ребенка.

В раннем возрасте у детей формируются функции отображения, передвижения, манипулирования, имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения. Эти функции формируются и развиваются в процессе разных видов деятельности ребенка. Педагоги должны управлять развитием деятельности детей. Это касается, в первую очередь, коммуникации, игровой деятельности, самообслуживания и креативной деятельности.

Основным подходом при выработке действий у ребенка с ДЦП является предварительное расслабление, далее — пассивное движение с постепенным переводом: в активное. Наиболее удачным положением при этом является такое, когда педагог, оказывающий помощь, располагается за спиной ребенка. Таким образом могут формироваться навыки самообслуживания, рисования и т. п. Полезно предлагать детям поучить куклу какому-либо действию. Для этого используются большие, мягкие, достаточно тяжелые куклы со сгибающимися руками и ногами. Ребенок располагается за спиной куклы и «обучает» ее действию самообслуживания.

В соответствии с диагнозом, послужившим основанием для направления ребенка в специальное образовательное учреждение, необходимо обеспечить необходимый уровень двигательной активности с соблюдением ортопедического режима. Для детей с церебральным параличом обычно показан максимум двигательной активности, но для детей с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, например с миопатией, может требоваться существенное ограничение движений.

Основные направления работы:

1.Формирование первичных коммуникативных умений и навыков.

2.Формирование первичных навыков самообслуживания.

3.Формирование игровых умений.

4.Формирование первичных познавательных интересов.

5.Формирование интереса к креативной деятельности.

Эти направления реализуются в процессе всего времени пребывания ребенка в учреждении, но более целенаправленно — на занятиях в соответствии со специальными программами.

Образовательные программы 1-й ступени.

Образовательные программы построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач. В специальном дошкольном учреждении № 93 Калининского р-на Санкт-Петербурга в 1993—95-м годах был разработан и апробирован пакет программ, которые можно рекомендовать для работы.

В программе «Сказка» на первый план выступают задачи формирования коммуникации и первичных познавательных интересов. Эта программа была разработана педагогом В. М. Ивановой.

Конечно, все родители пытаются рассказывать и читать детям сказки. Но многие дети с проблемами в развитии в раннем возрасте не только не способны воспринимать речевой материал на слух, но и не могут воспринимать содержание картинок — иллюстрации к сказкам. Неудивительно при этом, что дети начинают рвать книжки, а родители раздражаются и тем самым формируют негативное отношение детей к чтению.

Программа «Сказка», прежде всего, направлена на то, чтобы сформировать интерес к прослушиванию сказок, научить воспринимать иллюстрации и приобщить ребенка к чтению. Детей сразу обучают не только восприятию (слушанию) сказок, но и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. При этом учитывается ситуативно-личностный характер общения детей со взрослыми в этом возрасте, ведущая роль предметно-манипулятивной деятельности.

Психофизиологическая основа программы состоит в развитии

ориентировочно-познавательной деятельности с использованием эмоционально-значимого материала.

Опираясь на уже имеющиеся у детей функции отображения, передвижения, манипулирования, педагог стимулирует развитие функций имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения в процессе работы со сказочными сюжетами.

Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие.

Основная цель этой программы состоит в формировании первичной коммуникации, направленной на развитие духовных интересов личности.

Задачи:

1.Учить воспринимать сюжет сказки.

2.Развивать эмоциональную сферу.

3.Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

4.Развивать импрессивную и экспрессивную речь.

5.Развивать подражательные способности.

6.Учить осмысливать отдельные действия и сюжет в целом.

7.Развивать двигательную сферу, сопровождая текст движениями.

8.Формировать первичные навыки театрализации и драматизации, обучать имитированию характерных особенностей сказочных персонажей (походка, жесты, мимика, интонация),

Отбор литературного материала зависит от уровня развития детей, наличия необходимой наглядности, творческих наклонностей педагогов и возможности реализовать на этом материале программное содержание.

Работа ведется поэтапно.

На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»), могут быть использованы стихотворения-потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т. п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки.

Далее педагог раздает детям аналогичные игрушки и повторяет сюжет, вызывая ответную реакцию подражания своим действиям. При повторении сюжета педагог выдерживает паузы, стимулируя договаривание отдельных слов и фраз детьми.

На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений.

Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок.

Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра.

Далее педагог раздает детям аналогичные игрушки и привлекает детей к театрализации, при этом стимулируя подговаривание.

Для развития двигательных умений необходимо использовать разные варианты кукол. В зависимости от необходимости куклы должны быть легкими и тяжелыми. Они могут быть сшиты в виде головы на заполненном конусе, и в этом случае отрабатываются умения захвата и удержания конуса — легкого или тяжелого.

Если кукольная голова расположена на полом конусе, в который вставляется рука, то тренируется противопоставленность работы указательного пальца и остальных пальцев руки. Для работы двумя руками ребенку нужно дать две куклы.

Полезно использовать куклы в виде напальчников — объемные или плоские, прикрепляющиеся к пальцам на круглых резинках. Перчатка может изображать, например, 5 цыплят, что потребует от ребенка содружественной работы всех пальцев.

На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки.

Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В. Сутеева).

Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и фланелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение.

Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на фланелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки.

Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки.

Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», сказка Н. Павловой «Чьи башмачки?», сказки В. Сутеева.

Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра.

На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются сказки В. Сутеева, другие занимательные простые сказки.

Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.

В результате работы с детьми по программе «Сказка» достигаются следующие первичные умения:

—слушать педагога;

—отвечать на вопрос педагога;

—воспроизводить речевой материал с соответствующей интонацией и мимикой;

—аккуратно обращаться с игровыми предметами;

—подражать манипуляциям с игровыми предметами;

—воспринимать отдельные плоские изображения и видео-ряд;

— воспринимать сюжет с опорой на наглядность.