Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2003г Печатается по решению учебного отдела и риса лгоу им. А. С. Пушкина Рецензент (стр. 24 из 31)

—«Разноцветные цепочки» — 8 элементов — Следовое копирование образца.

—Заучивание стихотворений.

Развитие математических представлений:

—Прямой и обратный счет в пределах десяти.

—Ориентирование в числовом ряду в пределах десяти.

—Счет от заданного до заданного числа.

—Соотнесение и сравнение количеств предметов.

—Уравнивание количеств предметов.

—Состав чисел 2, 3, 4, 5.

—Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах десяти, без использования — в пределах шести.

—Составление задач с использованием конкретного материала.

—Порядковое перечисление месяцев.

—Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели.

—Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды.

—Знакомство с часами.

—Сравнение временных интервалов.

Подготовка к письму:

—Написание в строчках различных элементов.

Приложение 5. Программа «Музыка».

Пояснительная записка.

Целью работы по данной программе является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу.

Задачи:

1.Регуляция эмоциональной сферы детей.

2.Формирование умения адекватно воспринимать музыку.

3.Развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия, слухо-моторной координации, темпо-ритмических структур.

4.Развитие речи.

5.Развитие пространственной ориентировки.

6.Развитие внимания, памяти, мышления.

7.Развитие музыкальных способностей.

8.Формирование умений и навыков коллективной деятельности.

9.Развитие творческого воображения.

10. Развитие дыхания и голоса.

Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания, интереса к музыке, формирование элементарных музыкальных способностей и овладение некоторыми исполнительскими навыками. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка — поэтому она предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними и, следовательно, является прекрасным средством педагогического воздействия на психическое развитие.

В первые годы жизни прежде всего формируется восприятие музыки. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на нее. У детей можно вызвать соответствующее эмоциональное состояние: бодрое, задорное или ласковое, спокойное, доброжелательное. Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера. Ребенок начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцирует части произведения: вступление, заключение, определяет динамику (тихо — громко), узнает знакомые песни и пьесы. Таким образом, начинается линия постепенного развития восприятия музыки.

Исполнительская деятельность (пение и музыкально-ритмические движения) у детей младшего дошкольного возраста лишь начинает свое становление. В младшей группе ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, затем несложные песенки, попевки. Далее певческое звучание развивается, объем вокально-хоровых навыков увеличивается, и появляется возможность подводить детей к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению.

Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Ведется работа по овладению основными движениями под музыку — ребенок учится ритмично ходить, притоптывать, ритмично хлопать в ладоши. В зависимости от построения пляски или музыкальной игры дети ходят стайкой, парами, врассыпную, друг за другом, т. е. появляется возможность развивать ориентировку в пространстве. Осваиваются несложные танцевальные движения, все более разнообразными становятся музыкальные игры, где дети должны не только уметь двигаться, но и передавать образ какого-нибудь персонажа. Используя характерные движения, дети могут инсценировать несложные песни.

Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально-ритмическая деятельность детей ограничена. В силу этого такие движения как бег, прыжки, подскоки полностью или частично исключаются. Зато большое значение приобретают музыкальные игры и пляски с различными атрибутами: игрушками, флажками, погремушками, платочками, ленточками. Их можно проводить как в пространстве зала, так и сидя на стульчиках. Действия с предметами активизируют детей и одновременно расширяют и обогащают объем двигательных умений и навыков.

Даже при небольшом количестве музыкально-ритмического материала, варьируя его, можно вносить новые детали, атрибуты, усложнять правила и тем самым уже решать новые задачи.

Развитие движений кисти руки направленно осуществляется при постановках музыкального театра, где дети учатся манипулировать куклами под музыку. Игра на детских музыкальных инструментах, кроме того, способствует развитию дыхания (игра на триолах, кларнетах, дудочках) и слуха. Развитию голоса и артикуляции способствует исполнение песен.

Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Она тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют танцы, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах.

Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ими. Наблюдая, какому виду деятельности ребенок отдает предпочтение, педагог может посоветовать родителям, как наиболее рационально использовать музыкальные способности ребенка, увязать их с коррекцией ной работой в детском саду. Кроме того, педагог выявляет, что нужно внести нового в оборудование музыкальной деятельности: инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.

Таким образом, происходит становление основных видов музыкальной деятельности, которые возникают в тесной взаимосвязи, и вначале их трудно разграничить между собой (т. е. слушание музыки может сопровождаться движениями, движения — вокализациями и т.д.). Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности, что позволяет определить задачи и объем навыков по каждому из них.

На музыкальных занятиях в детском саду используются следующие виды музыкальной терапии:

Слушание музыки — обучение восприятию, регуляция эмоциональной сферы.

Пение — развитие дыхания, голоса, речи.

Музыкально-ритмические движения — развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача:

а)пляски, хороводы;

б)музыкальные игры;

в)инсценированная песня.

Музыкальный театр — развитие координации, слуха, голоса, движений.

Игра на детских музыкальных инструментах — развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.

Содержание программы.

Младшая группа.

Учить внимательно слушать музыкальные пьесы различного, характера, спокойные и бодрые песни; понимать, о чем в них поется.

Учить различать звуки по высоте, различать звучание колокольчика и фортепиано.

Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы.

Учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки. Начинать движения с началом музыки и завершать с ее окончанием.

Учить танцевальным движениям: притопыванию одной ногой, хлопанью в ладоши, поворотам кистей рук, полуприседаниям.

Учить двигаться по кругу в хороводе, двигаться по кругу друг за другом по одному и парами.

Учить сопровождать текст песни движениями, игровыми действиями.

Начинать работать над контрастной звуковысотностью («Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, «Птенчики»).

Примерный репертуар:

«Баю-баю», муз. М.Красева; «Грибок», «Лошадка», муз. М. Раухвергера; «Самолет», муз. Е. Филичеевой; «Машина», муз. Т. Попатенко; «Зайка», рус. нар. мелодия; «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина; «Киска», муз. Ан. Александрова; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Жучка», муз. Н. Кукловской.

Для подпевания: «Да-да-да», муз. Е. Филичеевой; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Жучка», муз. Н. Кукловской; «Ладушки-ладушки», муз. Иорданского; «Птичка», муз. Т. Попатенко; «Машенька-Маша», муз. Е. Филичеевой; «Спи, мой мишка», муз. Е.Филичеевой; «Праздник», муз. Т.Ломовой.

Пляски: «Пальчики и ручки», рус. нар. муз.; «Пляска с мишкой», «Где же наши ручки», муз. Т.Ломовой; «Гопачок», укр. нар. муз.; «Приседай», эст. нар. муз.; «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера.

Хороводы: «Елка», муз. Т. Попатенко; «Елочка», муз. Бахутовой; «Маленький хоровод», муз. М. Раухвергера.

Музыкальные игры: «Прятки», рус. нар. муз. в обр. Р. Рустамова; «Игра с куклой», рус. нар. муз.; «Уложим куклу спать», чешек, нар. муз.

Средняя группа.

Учить внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать их характер, замечать динамические изменения, громкость звучания.

Учить слушать песни и рассказывать, о чем поется в песне.

Учить различать звучание музыкальных игрушек и инструментов: погремушки, бубна, барабана, металлофона.

Учить детей петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, петь в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга.

Учить детей двигаться под музыку, меняя характер движения соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания; выполнять образные движения, реагировать на начало и конец музыки.