Смекни!
smekni.com

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. Омск : Сибгуфк, 2008. 107 с (стр. 2 из 18)

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью».

Ораторское искусст­во Горгия заключало в себе много нововведений:

- симметрично построенные фразы;

- предложения с одинаковыми окончаниями;

- метафоры и сравнения;

- ритмическое членение речи.

Некоторые из этих при­емов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия. Горгий за плату обу­чал юношей из богатых семей говорить и логически мыс­лить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».

Лисий

Самым выдающимся афинским оратором классической эпо­хи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.).

Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранивших­ся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, над­гробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне. Характерные черты стиля Лисия четко отмеча­ются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, оратор­ские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жан­ра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, компози­ции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, никто впослед­ствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи.

Исократ

Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жан­ре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.) происходивший из зажиточной прежде, но разорившей­ся афинской семьи.

Приемы ораторского искусства Исократа развивают прин­ципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Исократа яв­ляются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плав­ность которой достигалась тщательным избеганием так назы­ваемого зияния – стыка гласных в конце слова и в начале другого.

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части:

- введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей;

- изло­жение предмета выступления, сделанное с возможной убеди­тельностью;

- опровержение доводов противника с аргумента­цией в пользу собственных;

- заключение, подводящее итог всему сказанному.

Как мастер красноречия, Исократ считался в древности выс­шим авторитетом. О популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на па­пирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Исократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи, отличия которой от устной подчеркивает Аристотель: «Один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в су­де. Надо владеть обоими». Но крупнейший римский теоретик красноречия Квинтилиан сознавал недостатки, свойственные ли­тературному творчеству Исократа, о чем говорит его оценка: «Стиль Исократа полон многочисленных украшений и отлича­ется большой гладкостью в различных жанрах ораторского ис­кусства… Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя…».

Аристотель

Крупнейшим теоретиком античной риторики являлся великий древнегреческий филосов и учёный-энциклопедист Аристотель. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, при­меняемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслит­ся Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способ­ность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Аристотель де­лит все речи на три вида: совещательные, судебные и торжественные (эпидиктические). Дело речей по Аристотелю:

- совещательных – скло­нять или отклонять;

- судебных - обвинять или оправдывать;

- эпидиктических – хвалить или порицать.

Аристотель так опреде­ляет тематику совещательных речей:

- финансы;

- вой­на и мир;

- защита страны;

- ввоз и вывоз продуктов;

- законо­дательство.

В композиции речи Аристотель выделяет восемь частей:

1. Предисловие – не сама речь, но вступление к ней. Задача предисловия – расположить аудиторию к оратору.

2. Называние – обозначение темы.

3. Рассказ – последовательное изложение предмета.

4. Описание – анализ предмета речи.

5. Доказательство – основная цель доказательства – убедить слушателя.

6. Опровержение – может быть в форме:

- полемики (вопрос – ответ);

- эристики (спор).

7. Воззвание – обращение к сердцам слушателей, к их эмоциям.

8. Заключение – краткое напоминание о сказанном.

Труды Аристотеля – эталон ораторского искусства. Ссылка на высказывания этого великого учёного являлась в научных диспутах сильнейшим аргументом, оспорить который никто не решался.

Демосфен

Самым знаменитым оратором Древней Греции являлся Демосфен. Природные недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступ­лений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая зву­ками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодо­леть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биогра­фии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ниче­го подобного не было»,— сказал Демосфен. Возвысив голос, по­сетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!»— «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего»,— сказал оратор…»»

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политиче­ские речи определяют его место в истории греческого оратор­ского искусства.

Главной частью речи Демосфена является рассказ - изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем было полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обраще­ния к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красоч­ные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторичес­кими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придавало речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противо­поставление, антитеза — например, когда сравнивается «век ны­нешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абст­рактные понятия выступают как лица, защищающие пли опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» - способство­вало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно дол­жен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбеж­но дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный ора­тору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значи­тельно выиграет в убедительности.

Ораторское искусство древнего Рима.

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали бле­стящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. До н. э. становится предметом тщательного изучения в специ­альных школах.

Цицерон

Наиболее известным оратором в Древнем Риме был Цицерон. Цицерон по­лучил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересо­вался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного, для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познако­мился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У них же он научился диалектике — искусству спора и аргументации.

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно су­дебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружав­шая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не мог­ло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела за­висел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной рито­рики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.