Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.
Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).
Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.
Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Дух законов».
Эпоха Римской империи.
Наиболее ярким представителем этой эпохи, несомненно, был Златоуст.
Дион Хрисостом («Златоуст»— ок. 40—120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. Дион принадлежал к типу ораторов, которые сочетали в себе талант художника с эрудицией мыслителя, философа, знатока наук. Углубленно занимаясь свободными искусствами, особенно литературой, он с презрением относился к напыщенной болтовне уличных ораторов, готовых говорить о чем угодно и прославлять кого угодно («Проклятые софисты»— так именует их Дион в одной из речей). Герой речей Диона подвергает уничтожающей критике устои общественной, политической и культурной жизни, показывает суетность и тщетность человеческих устремлений, демонстрируя совершенное невежество людей в отношении того, что есть зло и что - благо. Многие из речей Диона посвящены литературе и искусству — среди них «Олимпийская речь», прославляющая скульптора, создавшего знаменитую статую Зевса, и парадоксальная «Троянская речь», в шутку как бы выворачивающая наизнанку миф о Троянской войне, воспетой Гомером, любимым писателем Диона.
Одной из самых характерных фигур поздней софистики, несомненно, являлся Либаний.
Либаний придерживался традиционной языческой религии, однако оратор умел поддерживать добрые отношения и с христианскими властями. Либаний оставил большое количество сочинений, получивших широкое распространение еще при жизни автора. Он сам много делал для этого, ему также помогал целый штат переписчиков. Сохранившееся наследие можно разбить на несколько групп, из которых наиболее интересны декламации, риторические упражнения (прогимнасмы), речи и письма (свыше 1500).
Прогимнасмы дают нам представление о методах обучения будущих риторов. Они представляют собой начальные упражнения в красноречии, с помощью которых ученики приобретали навыки отыскивать элементы, оживляющие речь, учились компоновать отдельные части. Среди этих упражнений особое место занимает басня (типа эзоповской), диегема (рассказ на историческую тему), хрия (развитие морального принципа каким-либо знаменитым человеком), сентенция (развитие философского положения), опровержение (или, наоборот, защита) правдивости рассказа о богах или героях, похвала (или, наоборот, порицание) какого-либо человека или предмета, сравнение (двух людей или вещей), экфраза (описание памятника изобразительного искусства или достопримечательной местности).
Как художник слова — Либаний прежде всего стилист, культивирующий изощренное мастерство в духе классического аттицизма (кумиром его был великий Демосфен), убежденный в том, что только это мастерство способно облагородить человека, воспитать его вкус. Мир Либания — это мир греческих идей и образов, населенный великими мыслителями, ораторами, писателями н поэтами древней Эллады, мир эллинских богов и посвященных им прекрасных храмов, хранящих воплощенные в мраморе и драгоценном металле образы олимпийцев… Христианство оставалось для него мрачной силой, губительно действующей на все прекрасное, что было создано эллинской культурой.
Подводя итог краткому рассказу о риторике древнего мира, следует отметить, что жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, высоты этого жанра до сих пор так и остались эталоном для современников. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.
Ораторское искусство России.
Искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.
Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав "Краткое руководство к красноречию". В этой книге была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.
Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносовым в трудах "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия" и "Российская грамматика". Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.
Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка). Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В "Риторике" Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей:
- вступление;
- пояснение;
- утверждение;
- заключение.
Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это "Правила высшего красноречия", написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Сперанский считал, что "основание красноречия суть страсти", т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, - это "склонить ум, тронуть сердце".
М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи.
Русское судебное красноречие – это ещё один очень важный жанр. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали, речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др.
В развитие русского красноречия огромный вклад внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Основоположником русского академического красноречия считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями - К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.
Отдельное направление истории русской риторики - развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ярчайшие представители этого направления: В.И.Ленин, С.М.Киров, А.В.Луначарский.
В 1918 г. в Петрограде создается Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование.
И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются учебные пособия для тех, кто хочет научиться говорить публично.
Цель игры:
Показать «исторические картинки», иллюстрирующие роль риторики в жизни Древней Греции, Древнего Рима.
Подготовительная работа:
Изучить соответствующую литературу определённого периода. Выбрать одну из ярких фигур – ораторов того времени, составить о нём и его ораторской деятельности монолог (10 минут) и подготовиться к исполнению этого монолога от имени современника данной личности (например, рассказ Эсхина о своём поражении в состязании, о золотом венке с Демосфеном), пытаясь воссоздать образ того времени (грим, костюм, стиль речевого поведения, предметы обихода).