Смекни!
smekni.com

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. Омск : Сибгуфк, 2008. 107 с (стр. 4 из 18)

Ход игры:

Выступление каждого «современника выдающегося оратора» названных эпох является иллюстрацией к своему рассказу о разных периодах в развитии риторики.

Остальные дают анализ деятельности выступавших со следующими вопросами:

- Насколько каждый из выступавших «вошел в свою роль»?

- Каково соотношение в выступлении «важного» и «интересного»?

- В какой степени выступающему удалось представить своего «героя» как личность, как человека?

Вопросы для самоконтроля

1. Античность. Что изучает риторика в эту эпоху?

2. Почему искусство риторики занимало особое место в образовании:

- Древней Греции;

- Древнем Риме.

3. Назовите имена великих ораторов древности.

4. Школы ораторского искусства в эпоху Античности. Их различие и общие черты.

5. Вспомните ситуации из истории Античного ораторского искусства, когда продуманное и верно найденное речевое поведение помогло решить какой-то важный вопрос или достойно выйти из «острой» ситуации?

Глава 2. Подготовка речи к выступлению

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

- докоммуникативную – подготовка к выступлению.

- коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

Докоммуникативная фаза

При подготовке выступления выделяют следующие основные моменты:

- анализ проблемы, ситуации;

- формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции;

- подготовка речи и аргументации выводов;

- подбор необходимых документов и материалов.

На начальном этапе прежде всего нужно решить две задачи:

· определить тему и цель Вашего выступления;

· оценить аудиторию, перед которой Вы будете выступать и обстановку, в которой будет происходить само выступление.

Задача № 1

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично Вам. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Чтобы выбранная Вами тема, представляла наибольший интерес, необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться изложить слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Доминантная идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала.

ПОМНИТЕ:

· Знание цели - усиливает внимание.

· Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Сформулировать основной тезис - означает ответить на вопросы:

- зачем говорить (цель);

- о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

«НАЙДИ СВОЮ ТЕМУ»[2]

Цель игры:

Актуализировать понятие «изобретение мысли» или «найти тему».

Ход игры:

Студентам даётся три слова «РАДОСТЬ», «СЛУЧАЙ», «ЛЕНЬ».

Каждый студент выбирает одно из слов и придумывает тему для монолога.

Выбор темы должен отвечать следующим условиям:

- даёт оптимистические решения;

- решается на базе личного опыта и в короткое время;

- всеобщность (интересна для всех);

- характеризуется многопроблемностью (представляет сгусток проблем).

Студенты на основании выбранного ключевого слова образуют группы. Группа коллективно обсуждает каждую предлагаемую тему, останавливается на одной из них, по которой и готовится выступление.

Например, группа с ключевым словом «СЛУЧАЙ» выбрала тему «Счастливый случай свёл за чайным столом людей, ведущих приятную беседу».

Ведущий: Вслушайтесь в звучание слова «случай». Странное это слово, полное контрастов: иронично-свистящий С, ласково-музыкальный Л, зловеще-шипящий Ч, и перехватывающий горло Й; СЛУ – ожидание чуда, ЧАЙ – неожиданный удар (счастливый случай, несчастный случай, свёл случай, разлучил случай).

Перед каждым, сидящим за чайным столом, на салфетке стоит чашка чая. По очереди каждый поднимает свою чашку и рассказывает свою историю.

«НАЙДИ ИДЕЮ»[3]

Цель игры:

Научиться пользоваться методом словесных ассоциаций для нахождения идей.

Ход игры:

Ежедневно жизнь ставит перед нами задачу «найти идею»:

- отобрать материал из большой массы информации;

- найти способ заработать на карманные расходы;

- наладить отношения с родителями, учителем и т. д.;

- провести праздничное событие, чтобы оно надолго запомнилось.

Итак, определите для себя задачу, требующую выполнения в ближайшие две или три недели и, взяв в руки толковый словарь русского языка, воспользуйтесь методом словесных ассоциаций, суть которых заключается в следующем.

Издатель одного журнала использовал этот метод при анализе своей продукции. Он хотел сэкономить деньги и избежать увеличения стоимости журнала. Тогда он взял карманный словарик и использовал его в качестве списка слов. Слово «цвет» натолкнуло его на мысль изменить цвет обложки, слово «поля» - уменьшить их на каждой странице и таким образом сэкономить место. Когда он дошел до слова «размер», то по ассоциации возникло слово «меньше» - и в результате незначительное изменение объёма журнала принесло большую выгоду. Слово «структура» натолкнуло на использование другого, более дешёвого, вида бумаги. Метод словесной ассоциации помог издателю избежать повышения стоимости журнала. Но что удивительнее всего: внешне журнал стал привлекательнее.

«ВЫТАСКИВАЮ ЗАМЫСЕЛ ИЗ ЧУЖОГО

ВЫСКАЗЫВАНИЯ» [4] (любителям литературы)

Цель упражнения:

Научиться выполнять риторические операции «изобретения мыслей» на основе подражания образца.

В качестве дидактического материала можно использовать тексты критических статей, научные работы и т.д. При выполнении работы ориентироваться на следующие ключевые моменты:

1. Анализ ситуации.

2. Определить, чем вызвана потребность говорящего в данном высказывании.

3. Определить какие «духовные ценности» «выкладывает» говорящий.

4. Сформулировать концепцию, которой руководствовался говорящий.

5. Определить позицию говорящего.

6. Определить ключевое понятие и назвать его существенные признаки, отражающие концепцию и позицию говорящего.

7. Сформулировать задачу высказывания.

8. Сформулировать сверхзадачу высказывания.

«ПОДРАЖАНИЕ ПОЭТУ»[5] (любителям поэзии)

Цель упражнения: расширить словарный запас оратора, выработать индивидуальный «темпо-ритм», дать возможность функционирования творче­ского аппарата (сочетания слов, рифм).

«Стихомэтр» — это продолжение «рифмы». Название деловой игры «стихомэтр» имеет несколько юмо­ристический оттенок, потому что «мэтр» — это «мастер» по-французски, наставник, почтительное название человека, обла­дающего в данной области выдающимися знаниями (в науке, литературе, искусстве).

Можно предложить слушателям самостоятельно написать стихотворение, может быть, как подражание известному поэту, например, по современной зимней дороге катит рейсовый авто­бус останавливается около одинокого столба… Может получить­ся примерно так.

Подражание А. С. Пушкину

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит…

А. С. Пушкин

До дороге зимней, скучной Покосились, утонули

Ровно катит автобус, В белой заводи снегов,

Шум мотора однозвучный А кусты совсем нырнули,-

Утешает слух и вкус. Чуть виднеются с боков.

Что-то слышится родное, Не поет шофер мотивы

В мощном рокоте движка, Про девицу да метель,

То раздумье про былое, Звуки дизеля ретивы,

То веселье, то тоска. И шипит натужно дверь.

Устилает снег поляны, Люди медленно выходят,

Перелески да мосты, Тихо радио звучит.

А столбы, как будто пьяны, По дороге вихри бродят,

Низкорослы и пусты,- А мотор тепло ворчит.

«ИГРА В ПОЭТА»[6] (любителям стихов)

Цель: расширить словарный запас оратора, дать возможность функционированию творче­ского аппарата (сочетания слов, рифм).

Ход игры:

Участник деловой игры получает листочек, на ко­тором напечатаны первая, третья, пятая и т.д. строки стиха, написанного хорошим поэтом, но непременно неизвестным при­сутствующим. Игрок должен дописать отсутствующие строки, другой участник получает другой листочек с четными строчками и задачей вставить нечетные. Третий — строчки первую и вто­рую, а должен написать третью и четвертую и т.д.