Вариантов может быть много. Затем можно перейти на произведения оригинальные в полной степени, например:
Дорога
Я обещаю Вам дорогу,
Где поле дальнее, река,
Тропа, тянущаяся к стогу,
Стакан парного молока.
И синь небес, и воздух чистый,
И трели птиц, и шум листвы,
Восход луны волшебно-мглистый,
И запах скошенной травы.
Здесь жили люди пять столетий,
Да и теперь еще живут,-
Стоят дома, амбары, клети,
Здесь строят, любят, сеют, ждут.
Я обещаю Вам, как прежде,
В деревне крики кур, гусей,
Людей, в привычной всем одежде,
Средь них – мудрец и ротозей.
Вас встретит влажный взгляд теленка,
Высокий летний небосвод,
В белье висящем – рубашонка,
Простор, манящий от ворот.
Когда план Вашего выступления подготовлен, постарайтесь ответить себе самому на ряд вопросов:
Вопросы для самоконтроля.- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
Задача № 2 (задача №1 на стр.21)
Оценить аудиторию, перед которой Вы будете выступать и обстановку, в которой будет происходить само выступление.
Чтобы грамотно оценить аудиторию, перед которой Вы будете выступать обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики:
- возраст;
- уровень образования;
- профессия;
- цель прихода людей на выступление;
- уровень заинтересованности в теме;
- уровень осведомленности в данном вопросе.
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика – наука о временной и пространственной организации общения – описывает следующие способы:
Способ | Схематическое изображение | Комментарии |
Аудиторное размещение | Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников | |
„Конференция“ | Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений | |
„Подкова“ | Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля | |
V – образное расположение | Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора | |
„Круглый стол“ | Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем. | |
„Кабаре“ | Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания |
Если у Вас есть возможность – следует ознакомиться с условиями помещения. У каждого помещения свои особенности и атмосфера, на которые настраивается докладчик. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с которого Вы будете произносить Вашу речь. Лучше всего находиться в центре, по возможности в нескольких метрах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, займите место на переднем крае. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет Вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки. Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, выдержите небольшую паузу, обведите взором аудиторию, и только после того, как убедитесь, что «взяли в плен внимание» - начинайте своё выступление.
Контакт с публикой можно установить только тогда, когда все слушатели видят оратора. Обратите внимание, чтобы задняя стена, которая вас поддерживает акустически, была не слишком далеко. Например, открытая сцена поглощает много звука.
В том случае, если есть эхо, вы должны замедлить темп. Эхо раздаётся обычно в высоких помещениях или в помещениях, многократно разделённых перегородками.
Герберт Биеле обращает внимание на нечто очень важное: в квадратных помещениях оратору лучше всего говорить из одного угла, так как в этом случае все слушатели находятся внутри звукового конуса.
Сегодня техника предлагает много вспомогательных средств, чтобы улучшить акустику помещения. Однако отличную акустику удаётся обеспечить в помещении лишь изредка.
Кафедра оратора. Зачастую кафедра слишком удалена от слушателей, стоит, например, на сцене. Многие кафедры слишком неуклюжи и создают барьер между оратором и слушателями. Оратор должен контролировать освещение. Идеальный вариант – лампа на кафедре, которая освещает читаемые листы. Если в распоряжении оратора нет кафедры, её нужно чем-либо заменить, но так, чтобы было удобно располагать конспект ключевых слов на высоте, удобной для чтения.
Пользование микрофоном. Если удаётся, оратору лучше не пользоваться микрофоном. Микрофон искажает звуки и ослабляет действие речи. Если Вы пользуетесь динамиком, то старайтесь сохранять более или менее постоянное расстояние до микрофона. Лучше всего чтобы расстояние было в интервале 20-30 см. Хорошо, если в Вашем распоряжении несколько микрофонов, установленных на некотором расстоянии друг от друга.
«ВЫБОР МЕСТА»[7]